О Церкви, культуре и рок-музыке - музыка и религия - Каталог музыкальных статей > Музыка и мышление
Гитара и контрабас    

О Церкви, культуре и рок-музыке - музыка и религия - Каталог музыкальных статей

О Церкви, культуре и рок-музыке - музыка и религия  - Каталог музыкальных статей

1c33c3a5
Главная » Статьи » музыка и религия

О Церкви, культуре и рок-музыке
Сначала несколько общих соображений.

Сегодня перед нами со всё большей и большей остротой встаёт вопрос - почему Церковь становится малоубедительной для огромного числа людей, особенно для молодёжи? Одной из важнейших причин этого является следующее. Церковь - это не гoлый спиритуализм, не исключительно духовность; Церковь целостно охватывает всего человека, все сферы его жизни. Духовность же свою Церковь выражает посредством определённой культуры, которая есть культура слова, logos`а, личной, самостоятельной и ответственной рефлексии (не путать с приходской субкультурой). Эта культура глубоко традиционна и - в лучшем смысле слова - консервативна.

Современные люди не только от рождения, но уже и на генетическом уровне живут в совершенно иной культуре: для более старшего поколения футбольно-кинематографичной, для молодёжи же - компьютерно-клиповой. Это прежде всего культура видеоряда и массовых медиа-технологий, которые обессмысливают традиционную эстетику. Музыка из высочайшего искусства превращается в попсу, - ибо если она играет и гремит из всех точек прострaнcтва, она не может не обесцениться. Изобразительное искусство из-за перестройки мышления на прежде всего видеовосприятие теряет значение искусства и становится повседневным фоном. Литература, соответствующая высокой эстетической заданности прошлых времён, просто не может пробиться к массовому читателю из-за массовости же полиграфии... и т.д. Количество слов в сегодняшнем мире, обеспеченное системой массовых коммуникаций, девальвирует и обесценивает смысл слова. В научном обиходе всё это называется "постмодернизмом"; в пpaктическом ключе современная культура - это оболванивающая стадность политтехнологий, спортивных трaнcляций, рекламы, MTV и мобильно-интернетности. Дальше всего она именно от индивидуального осмысления жизни, от logos`а, слова, его ценности и значимости.

Именно здесь, на мой взгляд, коренится малоплодность современной церковной проповеди: в нестыковке культур. Церковь обращается к людям на своём языке, а современный человек - не то, что он "плохой", хуже, чем люди, скажем, XIV века, - но он просто не "въезжает" в ту культуру и те слова, которыми оперирует Церковь. Людям поэтому тяжело читать Евангелие, воспринимать традиции Церкви, а тем более - перестраивать в соответствии с ними свою жизнь. Этико-культурный "резерв" современного человека не способен вместить этого.

II.

Что делать? Ну конечно, ни в коем случае не становиться Церкви клипово-мобильной (есть такие попытки), хотя, безусловно, в деле миссии необходимо учитывать особенности современной культуры и пользоваться ими, говоря с людьми на их языке. Нужно осознать (и прежде всего - пастырям Церкви и людям, причастным к делу миссии и катехизации), что на Церковь сегодня свалилась почти неподъёмная задача - включать в воцерковление и "во-культуризацию"; вместе с Евангелием, а порой и до него, знакомить людей с исторической традиционной Евангельской человеческой культурой. Сразу нужно оговориться, что под культурой я здесь понимаю, с одной стороны, не памятники церковной жизни, и не перемещение человека из современности в ностальгически-этнографическое прошлое; с другой стороны - не походы в консерваторию или картинную галерею (хотя это далеко нелишне, надо сказать). Христианская культура - это прежде всего способ мыслить, это фундамент этики и эстетики, основанный на личной ответственности и христианской свободе, на мировосприятии не-стадном, чувствующем и понимающем многогранность и сложность христианства и вообще жизни.

Это очень важно в деле миссии. Христианизация - это как прививка плодового черенка дереву; для того, чтобы нам получить плод, необходимо как минимум здоровое "дерево", к которому прививается благодать Христова. Если раньше традиционный ("доэлектрический") социум представлял собою именно такое дерево, то сегодня положение решительным образом изменилось. Деревьев нет, и Церкви приходится самой сначала их выращивать, и самой потом уже прививать. Приходя к людям, начиная говорить с ними о Христе, необходимо учитывать это. Привьётся ли наше слово? Не бывает ли так, что ему и привиться-то не к чему? Может быть, не о Церкви нужно начинать говорить "в лоб", а прежде о том, что человек - не часть толпы, что у него есть от Бога голова не только для того, чтобы он ею ел и смотрел телевизор, а чтобы осмыслил себя как личность. Может быть, сначала необходимо сказать о человеческом достоинстве, о здравомыслии, нравственности, порядочности, воспитанности и о многих простых вещах, о которых наши соотечественники имеют, увы, очень малое представление, - и потом уже к этому прививать благовествование Христово. Осмысление этой проблемы, пpaктическое её решение - первоочередная задача миссии в постмодернистском культурном прострaнcтве.

III.

В свете вышесказанного - несколько замечаний о "рок-проповеди", которая вызывает сегодня споры в церковной среде. Надо ли священнослужителям, миссионерам идти в рок-мир, проповедывать на рок-концертах? Непременно, обязательно надо. То, что делают игумен Сергий (Рыбко), диакон Андрей Кураев и другие наши рок-проповедники - дело важное и необходимое. Но это дело и новое для нас; первые опыты показали его нужность и успех, но и поставили вопросы, с которыми, я думаю, рок-миссионеры обязательно столкнутся, когда спадёт первая волна энтузиазма этого необычного вида проповеди. Вопросы эти - "а что дальше?" Миссионерский импульс мы дали; но каковы будут следующие, уже педагогические, шаги?

Выше я отмечал, что многим людям тяжело воспринимать Евангельскую весть и церковные традиции, потому что их внутреннее устроение и внешняя среда культурно "не вмещают" полноту христианства. Способна ли вместить эту полноту рок-культура? Будучи по образованию и интересам академическим музыкантом, попробую порассуждать на эту тему с точки зрения музыкальной эстетики (сознательно не затрагиваю социальные и прочие аспекты рок-культуры).

Рок-музыка по всем без исключения параметрам представляет собою низший жанр. Во-первых, единственная музыкальная форма рок-музыки - песня (прямолинейная подача смысла, что почти недопустимо в художественном произведении). Во-вторых, мелодическая, гармоническая и ритмическая компоновка этих песней, как правило, весьма примитивна: квадратные построения, бесконечные повторения, три-четыре аккорда, непрестанное подчёркивание ритма и проч. (учитывая богатство музыкальных средств выражения, ограничение лишь примитивнейшими из них неизбежно сводит рок-музыку к первобытной эстетике). В-третьих, рок невозможен без электрозвука, противоположного по сути естественным акустическим тембрам музыкальных инструментов. В-четвёртых, рок-музыка предполагает обязательную "обратную социальную связь"; стандартно-ансамблевая при исполнении, она требует аудитории; её не поиграешь "для себя", уединившись за фортепиано (а в связи с примитивизацией средств художественного выражения обязательно происходит и примитивизация аудитории). И так далее, не буду утомлять читателя профессиональными подробностями. - Я не говорю о содержании текстов, о мастерстве и обаянии самих рок-музыкантов; речь, повторю, идёт исключительно о музыкальной стороне вопроса. И, на мой взгляд, с этой точки зрения эстетика рока не может вместить в себя весть о Христе.

Вообще в художественном творчестве, как известно, большие проблемы с достойным выражением положительного идеала; а уж адекватно говорить о Боге посредством эстетики можно лишь в виде исключения. В музыке, пожалуй, одному лишь И.С.Баху удалось с великой силой художественной убедительности говорить о Христе, и то за счёт того, что его искусство - изощрённейшее, иHTиMнейшее, на пределе сложности - опирается на древнюю европейскую религиозную музыкальную символику и литургические тексты Лютеранской Церкви, без знания чего мы не можем понять музыки Баха (а в наше время и для проникновения в эту область знания требуется значительное культурное и личное усилие и желание). Но Бах - исключение; уже обычная классическая музыка, вооружённая богатейшим арсеналом художественно-выразительных средств, с гораздо меньшей адекватностью (чем творчество Баха) способна выразить содержание христианства; тем менее это может низшее и примитивнейшее с музыкально-эстетической точки зрения явление - рок-музыка.

Не нужно думать, что это отвлечённые рассуждения. Эстетика с трудом может довести человека до начатков божественной гармонии (всего несколько имён в истории человечества); но она может запросто обрушить благие религиозные интенции творца до неожиданно низкого уровня подмены смыслов. Для примера возьмем нашего самого известного православного рок-певца - Константина Кинчева. Каким бы он не был лично замечательным православным христианином, в рамках рок-культуры говорить именно о Христе и евангельской жизни у него не получается. Рок-эстетика снижает его мысль до околохристианских вещей: он поёт о "небе славян", о Руси, о том, что сейчас позднее, чем можно было себе представить ("православные" страшилки), и проч. Легко завести зал на рок-концерте, чтобы полупьяная молодёжная аудитория вслед за своим кумиром ревела: "мы - православные"; но возможно ли в рамках рок-концерта дать человеку подлинно художественный импульс к осмыслению того, что должно стоять за этим словом? Мне видится здесь опасность совершенно неверного восприятия Православия. Не одушевлённое подлинным христианским содержанием, оно, вслед за эстетическим, неизбежно снижает и этическое, и духовное своё значение (как тут не вспомнить Бродского: "эстетика - мать этики"), и превращается в некую "православную" идеологическую оболочку, под которой скрывается массовая молодёжная агрессия; а она может так или иначе выплеснуться (и уже выплёскивается), что отнюдь не служит ни полноценному воцерковлению этих молодых людей, ни авторитету Церкви.

IV.

Итак, что мы в перспективе хотим от нашей проповеди на рок-концертах? Внести в рок-культуру элементы внешнего, "сниженного", обскурантски-националистического "православия"? Как любую агрессию и любой примитив, рок-культура, будучи в значительной степени примитивной и агрессивной по природе, такое "православие" примет и "переварит". Нужен ли такой результат нам (и - кстати - самой рок-культуре)? Или всё же мы хотим благовествовать Христа и евангельскую жизнь в Его Церкви? Но это возможно, если мы, хотя бы частично, выведем людей за рамки собственно рок-культуры и введём их в гораздо более высокую и во многом иную культуру христианства. Именно это направление в рок-проповеди представляется мне единственно возможным, если мы желаем действительного успеха нашей миссии в этой области. Конкретные же шаги такого миссионерства - повторю, принципиально необходимого - нуждаются в обсуждении всех, трудящихся на ниве апостольского служения в молодёжной среде.

Напечатано в Церковном Вестнике No 13-14 июль 2006 г



Поделитесь с друзьями:
Еще статьи:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Категория: музыка и религия | Добавил: Anna | Автор: Игумен Пётр Мещеринов
Просмотров: 2002 | Теги: Церковь и музыка, Игумен Пётр Мещеринов, рок-проповеди |Дата: 16.05.2019 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Каприс биография

Каприс биография Каприс биография - музыкальная энциклопедия...

02 07 2022 15:36:48

Группа Машина Времени - музыкальные группы - Каталог музыкальных статей

Группа Машина Времени - музыкальные группы  - Каталог музыкальных статей У ребят был свой школьный ансамбль и назывался он «The Kids»...

01 07 2022 9:19:49

Watain биография

Watain биография Watain биография - музыкальная энциклопедия...

30 06 2022 12:23:54

Агония биография

Агония биография Агония биография - музыкальная энциклопедия...

29 06 2022 1:33:20

Полезные вокальные привычки - музыкальное искусство - Каталог музыкальных статей

Полезные вокальные привычки - музыкальное искусство  - Каталог музыкальных статей Например, если перед выходом на сцену упали ноты, это считается верным признаком того, что во время концерта исполнителя будут подстерегать неприятности с музыкальным текстом, может подвести память или запутаться пальцы...

28 06 2022 6:42:10

Red Hot Chili Peppers биография

Red Hot Chili Peppers биография Red Hot Chili Peppers биография - музыкальная энциклопедия...

27 06 2022 9:28:11

Диапазон. Октавная система. Регистры

 Диапазон. Октавная система. Регистры Октавная система...

26 06 2022 20:21:53

Ratt биография

Ratt биография Ratt биография - музыкальная энциклопедия...

25 06 2022 6:50:53

Разные Люди биография

Разные Люди биография Разные Люди биография - музыкальная энциклопедия...

24 06 2022 23:40:22

Cacophony биография

Cacophony биография Cacophony биография - музыкальная энциклопедия...

23 06 2022 2:42:25

Джанни Родари. Приключения Чиполлино

Джанни Родари. Приключения Чиполлино  И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее — самые подходящие имена для честной луковой семьи...

22 06 2022 16:23:48

Красная Шапочка

Красная Шапочка   Эта сказка поможет нам научиться быстро ориентироваться на клавиатуре...

21 06 2022 18:17:22

Спириты биография

Спириты биография Спириты биография - музыкальная энциклопедия...

20 06 2022 10:18:41

Ugly Kid Joe биография

Ugly Kid Joe биография Ugly Kid Joe биография - музыкальная энциклопедия...

19 06 2022 4:45:23

California Guitar Trio биография

California Guitar Trio биография California Guitar Trio биография - музыкальная энциклопедия...

18 06 2022 21:11:19

Filter биография

Filter биография Filter биография - музыкальная энциклопедия...

17 06 2022 5:44:10

Nonpoint биография

Nonpoint биография Nonpoint биография - музыкальная энциклопедия...

16 06 2022 0:33:40

In Flames биография

In Flames биография In Flames биография - музыкальная энциклопедия...

15 06 2022 3:52:27

Joe Bonamassa биография

Joe Bonamassa биография Joe Bonamassa биография - музыкальная энциклопедия...

14 06 2022 22:49:58

Undeground Sunburn биография

Undeground Sunburn биография Undeground Sunburn биография - музыкальная энциклопедия...

13 06 2022 2:42:38

Анна Нетребко - певцы - Каталог музыкальных статей

Анна Нетребко - певцы  - Каталог музыкальных статей Но дeвoчку с детства больше привлекали творчество и спорт: отличаясь неуемной энергией, она одинаково увлеченно занималась верховой ездой, рисованием, акробатикой и, конечно, пением...

12 06 2022 4:14:15

Tyketto биография

Tyketto биография Tyketto биография - музыкальная энциклопедия...

11 06 2022 18:45:20

Леонидов Максим биография

Леонидов Максим биография Леонидов Максим биография - музыкальная энциклопедия...

10 06 2022 5:12:21

Idles посмотрели русские клипы

Idles посмотрели русские клипы  10 мая к нам приедут неординарные британцы IDLES, о живых шоу которых уже ходят слухи по всему миру. В 2017 году группа выпустила дебютный альбом «Brutalism», c которым попала в топы музыкальных СМИ и выступила на главных музыкальных фестивалях. Мы решили узнать у вокалиста Джо Талбота, что думает лидер одной из главных панк групп нашего …...

09 06 2022 13:21:10

Spencer Davis Group биография

Spencer Davis Group биография Spencer Davis Group биография - музыкальная энциклопедия...

08 06 2022 22:50:47

Полевые Цветы биография

Полевые Цветы биография Полевые Цветы биография - музыкальная энциклопедия...

07 06 2022 9:24:52

Выход биография

Выход биография Выход биография - музыкальная энциклопедия...

06 06 2022 12:18:37

Beecher биография

Beecher биография Beecher биография - музыкальная энциклопедия...

05 06 2022 6:19:39

Killers биография

Killers биография Killers биография - музыкальная энциклопедия...

04 06 2022 0:34:47

Project 86 биография

Project 86 биография Project 86 биография - музыкальная энциклопедия...

03 06 2022 3:19:17

Merciless биография

Merciless биография Merciless биография - музыкальная энциклопедия...

01 06 2022 23:57:45

Александр Невский кантата

Александр Невский кантата  Луговского и С...

31 05 2022 2:14:50

Бах Иоганн Себастьян

Бах Иоганн Себастьян Иоганн Себастьян Бах по праву занимает центральное место в зале славы великих композиторов. Уже более двух веков его музыка продолжает звучать по всему миру...

30 05 2022 4:57:30

Алик Грановский биография

Алик Грановский биография Алик Грановский биография - музыкальная энциклопедия...

29 05 2022 2:38:17

Туркменская национальная музыкаТуркменская музыкальная культура уходит корнями в глубокую древность. При раскопках столицы Парфянского царст - Мои статьи - Каталог музыкальных статей

Туркменская национальная музыкаТуркменская музыкальная культура уходит корнями в глубокую древность. При раскопках столицы Парфянского царст - Мои статьи  - Каталог музыкальных статей При раскопках столицы Парфянского царст В Туркменском фольклоре сохранились легенды эллинистического происхождения, связанные с древнегреческими мифами и историческими личностями...

28 05 2022 23:44:52

8. БЛЮЗ

 8. БЛЮЗ blues от blue devils — меланхолия, уныние) — отдельно взятая композиция блюза или жанр музыки, получивший широкое распространение в 20-х годах XX века...

27 05 2022 15:15:34

Импульс биография

Импульс биография Импульс биография - музыкальная энциклопедия...

26 05 2022 2:32:53

Владимир Путин посетил открытие фестиваля Башмета - 18 Февраля 2017

Владимир Путин посетил открытие фестиваля Башмета - 18 Февраля 2017 Сейчас же, спустя год, этот удивительный моноспектакль под музыку молодого композитора Кузьмы Бодрова встал в репертуар московского театра «Современник» и вполне вписывается в заявленный юбилейным фестивалем слоган «Лучшее за 10 лет»...

25 05 2022 20:40:15

Green Day биография

Green Day биография Green Day биография - музыкальная энциклопедия...

24 05 2022 6:27:26

«Забыл повзрослеть» — новые герои с новым альбомом

«Забыл повзрослеть» — новые герои с новым альбомом  Реакция "че?" в нашем случае это то, что нужно, потому что этот альбом должен заставлять задуматься....

23 05 2022 0:24:25

Moonspell биография

Moonspell биография Moonspell биография - музыкальная энциклопедия...

22 05 2022 7:49:48

Blitz биография

Blitz биография Blitz биография - музыкальная энциклопедия...

21 05 2022 21:53:55

Forbidden биография

Forbidden биография Forbidden биография - музыкальная энциклопедия...

20 05 2022 18:30:27

Новая странная Россия — Часть первая: Примеры

Новая странная Россия — Часть первая: Примеры  В первой части серии статей о современной российской альтернативной музыке Ричард Фостер рассматривает влияние социальной сети VK, силу сентиментальности и процесс создания "нового интернационала". А также показывает примеры. СТОРОНА перевела материал, который был опубликован на The Quietus....

19 05 2022 15:39:38

Crimson Moon биография

Crimson Moon биография - музыкальная энциклопедия...

18 05 2022 23:26:52

ZA биография

ZA биография ZA биография - музыкальная энциклопедия...

17 05 2022 2:59:49

Hurricane биография

Hurricane биография Hurricane биография - музыкальная энциклопедия...

16 05 2022 2:52:32

Exciter биография

Exciter биография Exciter биография - музыкальная энциклопедия...

15 05 2022 0:47:55

Искатели биография

Искатели биография Искатели биография - музыкальная энциклопедия...

14 05 2022 14:38:59

Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 :: Музыка -12 ::