О Церкви, культуре и рок-музыке - музыка и религия - Каталог музыкальных статей > Музыка и мышление
Гитара и контрабас    

О Церкви, культуре и рок-музыке - музыка и религия - Каталог музыкальных статей

О Церкви, культуре и рок-музыке - музыка и религия  - Каталог музыкальных статей

Главная » Статьи » музыка и религия

О Церкви, культуре и рок-музыке
Сначала несколько общих соображений.

Сегодня перед нами со всё большей и большей остротой встаёт вопрос - почему Церковь становится малоубедительной для огромного числа людей, особенно для молодёжи? Одной из важнейших причин этого является следующее. Церковь - это не гoлый спиритуализм, не исключительно духовность; Церковь целостно охватывает всего человека, все сферы его жизни. Духовность же свою Церковь выражает посредством определённой культуры, которая есть культура слова, logos`а, личной, самостоятельной и ответственной рефлексии (не путать с приходской субкультурой). Эта культура глубоко традиционна и - в лучшем смысле слова - консервативна.

Современные люди не только от рождения, но уже и на генетическом уровне живут в совершенно иной культуре: для более старшего поколения футбольно-кинематографичной, для молодёжи же - компьютерно-клиповой. Это прежде всего культура видеоряда и массовых медиа-технологий, которые обессмысливают традиционную эстетику. Музыка из высочайшего искусства превращается в попсу, - ибо если она играет и гремит из всех точек прострaнcтва, она не может не обесцениться. Изобразительное искусство из-за перестройки мышления на прежде всего видеовосприятие теряет значение искусства и становится повседневным фоном. Литература, соответствующая высокой эстетической заданности прошлых времён, просто не может пробиться к массовому читателю из-за массовости же полиграфии... и т.д. Количество слов в сегодняшнем мире, обеспеченное системой массовых коммуникаций, девальвирует и обесценивает смысл слова. В научном обиходе всё это называется "постмодернизмом"; в пpaктическом ключе современная культура - это оболванивающая стадность политтехнологий, спортивных трaнcляций, рекламы, MTV и мобильно-интернетности. Дальше всего она именно от индивидуального осмысления жизни, от logos`а, слова, его ценности и значимости.

Именно здесь, на мой взгляд, коренится малоплодность современной церковной проповеди: в нестыковке культур. Церковь обращается к людям на своём языке, а современный человек - не то, что он "плохой", хуже, чем люди, скажем, XIV века, - но он просто не "въезжает" в ту культуру и те слова, которыми оперирует Церковь. Людям поэтому тяжело читать Евангелие, воспринимать традиции Церкви, а тем более - перестраивать в соответствии с ними свою жизнь. Этико-культурный "резерв" современного человека не способен вместить этого.

II.

Что делать? Ну конечно, ни в коем случае не становиться Церкви клипово-мобильной (есть такие попытки), хотя, безусловно, в деле миссии необходимо учитывать особенности современной культуры и пользоваться ими, говоря с людьми на их языке. Нужно осознать (и прежде всего - пастырям Церкви и людям, причастным к делу миссии и катехизации), что на Церковь сегодня свалилась почти неподъёмная задача - включать в воцерковление и "во-культуризацию"; вместе с Евангелием, а порой и до него, знакомить людей с исторической традиционной Евангельской человеческой культурой. Сразу нужно оговориться, что под культурой я здесь понимаю, с одной стороны, не памятники церковной жизни, и не перемещение человека из современности в ностальгически-этнографическое прошлое; с другой стороны - не походы в консерваторию или картинную галерею (хотя это далеко нелишне, надо сказать). Христианская культура - это прежде всего способ мыслить, это фундамент этики и эстетики, основанный на личной ответственности и христианской свободе, на мировосприятии не-стадном, чувствующем и понимающем многогранность и сложность христианства и вообще жизни.

Это очень важно в деле миссии. Христианизация - это как прививка плодового черенка дереву; для того, чтобы нам получить плод, необходимо как минимум здоровое "дерево", к которому прививается благодать Христова. Если раньше традиционный ("доэлектрический") социум представлял собою именно такое дерево, то сегодня положение решительным образом изменилось. Деревьев нет, и Церкви приходится самой сначала их выращивать, и самой потом уже прививать. Приходя к людям, начиная говорить с ними о Христе, необходимо учитывать это. Привьётся ли наше слово? Не бывает ли так, что ему и привиться-то не к чему? Может быть, не о Церкви нужно начинать говорить "в лоб", а прежде о том, что человек - не часть толпы, что у него есть от Бога голова не только для того, чтобы он ею ел и смотрел телевизор, а чтобы осмыслил себя как личность. Может быть, сначала необходимо сказать о человеческом достоинстве, о здравомыслии, нравственности, порядочности, воспитанности и о многих простых вещах, о которых наши соотечественники имеют, увы, очень малое представление, - и потом уже к этому прививать благовествование Христово. Осмысление этой проблемы, пpaктическое её решение - первоочередная задача миссии в постмодернистском культурном прострaнcтве.

III.

В свете вышесказанного - несколько замечаний о "рок-проповеди", которая вызывает сегодня споры в церковной среде. Надо ли священнослужителям, миссионерам идти в рок-мир, проповедывать на рок-концертах? Непременно, обязательно надо. То, что делают игумен Сергий (Рыбко), диакон Андрей Кураев и другие наши рок-проповедники - дело важное и необходимое. Но это дело и новое для нас; первые опыты показали его нужность и успех, но и поставили вопросы, с которыми, я думаю, рок-миссионеры обязательно столкнутся, когда спадёт первая волна энтузиазма этого необычного вида проповеди. Вопросы эти - "а что дальше?" Миссионерский импульс мы дали; но каковы будут следующие, уже педагогические, шаги?

Выше я отмечал, что многим людям тяжело воспринимать Евангельскую весть и церковные традиции, потому что их внутреннее устроение и внешняя среда культурно "не вмещают" полноту христианства. Способна ли вместить эту полноту рок-культура? Будучи по образованию и интересам академическим музыкантом, попробую порассуждать на эту тему с точки зрения музыкальной эстетики (сознательно не затрагиваю социальные и прочие аспекты рок-культуры).

Рок-музыка по всем без исключения параметрам представляет собою низший жанр. Во-первых, единственная музыкальная форма рок-музыки - песня (прямолинейная подача смысла, что почти недопустимо в художественном произведении). Во-вторых, мелодическая, гармоническая и ритмическая компоновка этих песней, как правило, весьма примитивна: квадратные построения, бесконечные повторения, три-четыре аккорда, непрестанное подчёркивание ритма и проч. (учитывая богатство музыкальных средств выражения, ограничение лишь примитивнейшими из них неизбежно сводит рок-музыку к первобытной эстетике). В-третьих, рок невозможен без электрозвука, противоположного по сути естественным акустическим тембрам музыкальных инструментов. В-четвёртых, рок-музыка предполагает обязательную "обратную социальную связь"; стандартно-ансамблевая при исполнении, она требует аудитории; её не поиграешь "для себя", уединившись за фортепиано (а в связи с примитивизацией средств художественного выражения обязательно происходит и примитивизация аудитории). И так далее, не буду утомлять читателя профессиональными подробностями. - Я не говорю о содержании текстов, о мастерстве и обаянии самих рок-музыкантов; речь, повторю, идёт исключительно о музыкальной стороне вопроса. И, на мой взгляд, с этой точки зрения эстетика рока не может вместить в себя весть о Христе.

Вообще в художественном творчестве, как известно, большие проблемы с достойным выражением положительного идеала; а уж адекватно говорить о Боге посредством эстетики можно лишь в виде исключения. В музыке, пожалуй, одному лишь И.С.Баху удалось с великой силой художественной убедительности говорить о Христе, и то за счёт того, что его искусство - изощрённейшее, иHTиMнейшее, на пределе сложности - опирается на древнюю европейскую религиозную музыкальную символику и литургические тексты Лютеранской Церкви, без знания чего мы не можем понять музыки Баха (а в наше время и для проникновения в эту область знания требуется значительное культурное и личное усилие и желание). Но Бах - исключение; уже обычная классическая музыка, вооружённая богатейшим арсеналом художественно-выразительных средств, с гораздо меньшей адекватностью (чем творчество Баха) способна выразить содержание христианства; тем менее это может низшее и примитивнейшее с музыкально-эстетической точки зрения явление - рок-музыка.

Не нужно думать, что это отвлечённые рассуждения. Эстетика с трудом может довести человека до начатков божественной гармонии (всего несколько имён в истории человечества); но она может запросто обрушить благие религиозные интенции творца до неожиданно низкого уровня подмены смыслов. Для примера возьмем нашего самого известного православного рок-певца - Константина Кинчева. Каким бы он не был лично замечательным православным христианином, в рамках рок-культуры говорить именно о Христе и евангельской жизни у него не получается. Рок-эстетика снижает его мысль до околохристианских вещей: он поёт о "небе славян", о Руси, о том, что сейчас позднее, чем можно было себе представить ("православные" страшилки), и проч. Легко завести зал на рок-концерте, чтобы полупьяная молодёжная аудитория вслед за своим кумиром ревела: "мы - православные"; но возможно ли в рамках рок-концерта дать человеку подлинно художественный импульс к осмыслению того, что должно стоять за этим словом? Мне видится здесь опасность совершенно неверного восприятия Православия. Не одушевлённое подлинным христианским содержанием, оно, вслед за эстетическим, неизбежно снижает и этическое, и духовное своё значение (как тут не вспомнить Бродского: "эстетика - мать этики"), и превращается в некую "православную" идеологическую оболочку, под которой скрывается массовая молодёжная агрессия; а она может так или иначе выплеснуться (и уже выплёскивается), что отнюдь не служит ни полноценному воцерковлению этих молодых людей, ни авторитету Церкви.

IV.

Итак, что мы в перспективе хотим от нашей проповеди на рок-концертах? Внести в рок-культуру элементы внешнего, "сниженного", обскурантски-националистического "православия"? Как любую агрессию и любой примитив, рок-культура, будучи в значительной степени примитивной и агрессивной по природе, такое "православие" примет и "переварит". Нужен ли такой результат нам (и - кстати - самой рок-культуре)? Или всё же мы хотим благовествовать Христа и евангельскую жизнь в Его Церкви? Но это возможно, если мы, хотя бы частично, выведем людей за рамки собственно рок-культуры и введём их в гораздо более высокую и во многом иную культуру христианства. Именно это направление в рок-проповеди представляется мне единственно возможным, если мы желаем действительного успеха нашей миссии в этой области. Конкретные же шаги такого миссионерства - повторю, принципиально необходимого - нуждаются в обсуждении всех, трудящихся на ниве апостольского служения в молодёжной среде.

Напечатано в Церковном Вестнике No 13-14 июль 2006 г



Поделитесь с друзьями:
Еще статьи:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Категория: музыка и религия | Добавил: Anna | Автор: Игумен Пётр Мещеринов
Просмотров: 2002 | Теги: Церковь и музыка, Игумен Пётр Мещеринов, рок-проповеди |Дата: 16.05.2019 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]




Atomkraft биография

Atomkraft биографияAtomkraft биография - музыкальная энциклопедия...

17 01 2022 15:10:25

Apocalyptica биография

Apocalyptica биография Apocalyptica биография - музыкальная энциклопедия...

16 01 2022 7:59:11

РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА: ИЮНЬ 2019

РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА: ИЮНЬ 2019  Первый летний месяц оказался полон на большие альбомы. Рассказываем про камбек Kira Lao, новые полноформатники групп LAPS AROUND THE SUN, Gnoomes, «Ада», эмбиент Atariame и «Луговых Мари».   LAPS AROUND THE SUN — THE YOUNGER DRYAS COSMIC IMPACT HYPOTHESIS Слушайте The Younger Dryas Cosmic Impact Hypothesis — Laps Around The Sun на Яндекс.Музыке     …...

15 01 2022 11:50:39

Скоморошины и небылицы - народная музыка - Каталог музыкальных статей

Скоморошины и небылицы - народная музыка  - Каталог музыкальных статей Скоморохи, как и калики, добывали хлеб насущный своим искусством, были профессиональными бродячими певцами, артистами, музыкантами, древнейшие изображения которых мы найдем среди фресок Киевского Софийского собора XI века, в миниатюрах Радзивилловской летописи XIV века, в описании Олеария XVII века...

14 01 2022 14:10:11

Holy Moses биография

Holy Moses биография Holy Moses биография - музыкальная энциклопедия...

13 01 2022 4:40:50

Интервью с Костей Кайро: возвращение джедая

Интервью с Костей Кайро: возвращение джедая  Кость, где «Отстой»?...

12 01 2022 6:49:34

Kings X биография

Kings X биографияKings X биография - музыкальная энциклопедия...

11 01 2022 10:20:51

Интересные факты о музыке и музыкантах. - интересные музыкальные факты - Каталог музыкальных статей

Интересные факты о музыке  и музыкантах. - интересные музыкальные факты  - Каталог музыкальных статей До 1990-х годов в Исландии существовал закон, по которому иностранец, желающий принять исландское гражданство, должен принять исландское имя либо изменить своё согласно традициям исландского языка...

10 01 2022 20:58:20

Хардкор-субкультура Straight Edge в России. Да или нет?

Хардкор-субкультура Straight Edge в России. Да или нет?  Что такое Straight Edge и существует ли движение на отечественной сцене? СТОРОНА вспоминает о зарождении субкультуры и пытается ответить на вопрос, есть ли у нее будущее в России, поговорив с теми, кто принимает непосредственное участие в музыкальной жизни, — музыканты: Света Комрад (Botanichesky Sad), Толя Абсолютный (Bicycles for Afghanistan), Артем Беляк (APACHE), Андрей Федотов (ex-«Спасибо»), Игорь Шаевский («Спасибо»)....

09 01 2022 5:22:59

Soilwork биография

Soilwork биография Soilwork биография - музыкальная энциклопедия...

07 01 2022 17:40:45

Rock Goddess биография

Rock Goddess биография Rock Goddess биография - музыкальная энциклопедия...

06 01 2022 20:12:44

Кристоф Виллибальд Глюк

 Кристоф Виллибальд Глюк Лучшие из опер Глюка до сих пор занимают почетное место в оперном репертуаре, а его музыка покоряет слушателей своей благородной простотой и глубокой выразительностью...

05 01 2022 3:27:44

Северные Врата биография

Северные Врата биография Северные Врата биография - музыкальная энциклопедия...

04 01 2022 7:34:15

Ночные Снайперы - фильм UNPLUGGED в кинотеатре "Пионер. Летний" в ЦПКиО им. Горького | 10.09.2014

Ночные Снайперы - фильм UNPLUGGED в кинотеатре "Пионер. Летний" в ЦПКиО им. Горького | 10.09.201410 сентября в кинотеатре « Пионер. Летний», что в Парке Горького, состоится премьера документального фильма Unplugged с одного из самых ярких и зрелищных акустических концертов группы « Ночные Снайперы»....

03 01 2022 11:26:24

Vangelis биография

Vangelis биография Vangelis биография - музыкальная энциклопедия...

02 01 2022 21:23:26

Nocturnal Rites биография

Nocturnal Rites биография Nocturnal Rites биография - музыкальная энциклопедия...

01 01 2022 17:14:45

Опричь биография

Опричь биография Опричь биография - музыкальная энциклопедия...

31 12 2021 23:51:40

Bachman-Turner Overdrive биография

Bachman-Turner Overdrive биография Bachman-Turner Overdrive биография - музыкальная энциклопедия...

30 12 2021 4:17:40

Союз биография

Союз биография Союз биография - музыкальная энциклопедия...

29 12 2021 18:46:48

Буратино биография

Буратино биография Буратино биография - музыкальная энциклопедия...

28 12 2021 13:47:29

Dark Tranquillity биография

Dark Tranquillity биографияDark Tranquillity биография - музыкальная энциклопедия...

27 12 2021 17:45:37

Stuck Mojo биография

Stuck Mojo биография Stuck Mojo биография - музыкальная энциклопедия...

26 12 2021 21:21:50

Биография Баха 3ч.

Биография Баха 3ч.  {[* В одну из моих заграничных поездок я нарочно остановился в Эйзенахе и, разумеется, прежде всего спросил: где дом Себастияна Баха...

25 12 2021 12:34:51

Revival биография

Revival биография Revival биография - музыкальная энциклопедия...

24 12 2021 8:29:43

Прайд биография

Прайд биография Прайд биография - музыкальная энциклопедия...

23 12 2021 8:24:47

Nina Hagen биография

Nina Hagen биография Nina Hagen биография - музыкальная энциклопедия...

22 12 2021 8:18:13

Crossfade биография

Crossfade биография Crossfade биография - музыкальная энциклопедия...

21 12 2021 2:28:31

«Глюки», «Ундервуд» и космос соединил «Восходящий поток» - 28 Июня 2019 - Блог обо всем

«Глюки», «Ундервуд» и космос соединил «Восходящий поток» - 28 Июня 2019 - Блог обо всем Лайн-ап фестиваля вполне представителен для космической тематики: « Земляне», « Смысловые галлюцинации», Pep-See, « Ундервуд», « Видели! Знаем» и масса местных групп...

20 12 2021 2:16:45

Галактик биография

Галактик биография Галактик биография - музыкальная энциклопедия...

19 12 2021 1:20:12

Tyrant биография

Tyrant биография Tyrant биография - музыкальная энциклопедия...

18 12 2021 11:34:55

Demon биография

Demon биографияDemon биография - музыкальная энциклопедия...

17 12 2021 9:30:44

Abbetor of Satan биография

Abbetor of Satan биографияAbbetor of Satan биография - музыкальная энциклопедия...

16 12 2021 9:25:44

Хрустальный Шар биография

Хрустальный Шар биография Хрустальный Шар биография - музыкальная энциклопедия...

15 12 2021 13:56:22

Dark Princess Olga Romanova биография

Dark Princess Olga Romanova биография Dark Princess Olga Romanova биография - музыкальная энциклопедия...

14 12 2021 20:29:10

Монгол Шуудан биография

Монгол Шуудан биография Монгол Шуудан биография - музыкальная энциклопедия...

13 12 2021 22:56:12

Datura биография

Datura биографияDatura биография - музыкальная энциклопедия...

12 12 2021 0:51:15

Slayer биография

Slayer биография Slayer биография - музыкальная энциклопедия...

11 12 2021 7:32:45

ИСТОРИЯ ЯПОНСКОЙ МУЗЫКИ - Мои статьи - Каталог музыкальных статей

ИСТОРИЯ ЯПОНСКОЙ МУЗЫКИ - Мои статьи  - Каталог музыкальных статей В ходе археологических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток...

10 12 2021 8:45:40

«Премия Муз-ТВ 2017» раздала всем по тарелочкам - 12 Июня 2017

«Премия Муз-ТВ 2017» раздала всем по тарелочкам - 12 Июня 2017 В освещении мероприятия были задействованы 22 телекамеры, 84 точки пиротехники, обустроена сцена с новейшими технологическими приспособлениями по центру арены...

09 12 2021 4:33:27

Lita Ford биография

Lita Ford биография Lita Ford биография - музыкальная энциклопедия...

08 12 2021 9:17:58

Kate Bush биография

Kate Bush биография Kate Bush биография - музыкальная энциклопедия...

07 12 2021 2:30:42

Асферикс биография

Асферикс биография Асферикс биография - музыкальная энциклопедия...

06 12 2021 19:21:23

Pink Floyd биография

Pink Floyd биография Pink Floyd биография - музыкальная энциклопедия...

05 12 2021 12:25:24

Whitesnake биография

Whitesnake биографияWhitesnake биография - музыкальная энциклопедия...

03 12 2021 16:50:10

Dragonland биография

Dragonland биография Dragonland биография - музыкальная энциклопедия...

02 12 2021 8:52:59

Црвених Цветова - три песни о детстве

Црвених Цветова - три песни о детстве  EP петербургской группы, которая скоро приедет на «Среды Стороны»...

01 12 2021 19:33:11

To/Die/For биография

To/Die/For биография To/Die/For биография - музыкальная энциклопедия...

30 11 2021 4:49:37

Seraphim биография

Seraphim биографияSeraphim биография - музыкальная энциклопедия...

29 11 2021 22:52:54

Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 :: Музыка -12 ::