Как сделать свою домашнюю студию звукозаписи - музыкальные аппараты - Каталог музыкальных статей > Музыка и мышление
Гитара и контрабас    

Как сделать свою домашнюю студию звукозаписи - музыкальные аппараты - Каталог музыкальных статей

Как сделать свою домашнюю студию звукозаписи - музыкальные аппараты  - Каталог музыкальных статей

1c33c3a5
Главная » Статьи » музыкальные аппараты

Как сделать свою домашнюю студию звукозаписи
Мы привыкли к тому, что говорим о звуке как об информации, которая может переноситься за счет упругих колебаний воздушной среды, электрического (аналогового) сигнала и в виде цифровых значений - все это мы называем звуком. Основные хаpaктеристики звуковых волн - их частота и амплитудные значения.
Наиболее популярная хаpaктеристика, которая сейчас распространена в бытовой аппаратуре - это громкость, являющаяся не только субъективной, поскольку описывает человеческие ощущения, но и для разных значений частот неравномерной.
Например, наиболее громко мы воспринимаем диапазон 1-4 КГц. Вторая хаpaктеристика - это мощность, которая привязана к типу носителя информации и, соответственно, имеет множество разновидностей.
Наиболее подходящие энергетические величины, которыми можно описать звуковую волну, являются среднеквадратическими. Например для описания звуковой воздушной волны применима ее интенсивность.
Интенсивность звука - это средняя по времени энергия, переносимая звуковой волной через единичную площадку, перпендикулярную к направлению распространения волны в единицу времени. Если мы говорим об электрическом сигнале, то наиболее подходящая величина - это RMS. Все дело в том, что они (среднеквадратические величины) наиболее удобны для описания звуковых процессов, поскольку точнее описывают энергетическую составляющую сложных или синусоидальных волн и субъективное восприятие человека.
RMS (аббревиатура от Root Mean Square, среднекадратический корень) - это среднеквадратичное значение всех мгновенных значений напряжений сложной звуковой волны. Для того, чтобы лучше понять природу использования среднеквадратичных величин рассмотрим понятие пик-фактора.
Пик-фактором называется отношение значения мгновенной, "пиковой" амплитуды сигнала к ее среднеквадратичному значению (RMS).

Волны с большим значением пик-фактора и крутой хаpaктеристикой амплитуды объективно на слух будут восприниматься тише, чем меньшие по амплитуде, но имеющие большую площадь и больший параметр RMS. То есть обычные пиковые индикаторы не показывают пpaктически ничего полезного. Поэтому наиболее объективной оценкой является оценка по RMS, и в большинстве случаев замеры берутся с помощью специальных "среднеквадратических" RMS-вольтметров, а в звуковых редакторах это RMS-индикаторы. Исключение есть только для радио и телевидения, где замер пиковых значений не менее важен, поскольку из-за них возможна перемодуляция.
То есть, если сказать проще, в акустике один из основных параметров - интенсивность, в аналоговых сигналах - RMS. Они, по сути, подобны. При этом, чем сильнее мы сужаем динамический диапазон за счет компрессоров и лимитеров, тем большим у нас получается значение RMS. В профессионально отмастеренных фонограммах средневзвешенное значение RMS (RMS Average) варьируется от -14 до -10 дБ. Хотя для классики и джаза оно может быть равно и -20 - -17 дБ. Чем меньше это значение, тем субъективно тише мы воспринимаем фонограмму, поскольку более тихие звуки хуже прослушиваемы. Если же средневзвешенное значение RMS выше -10 дБ, то в большинстве случаев мы говорим о сильно "сжатых" фонограммах, или "пережатых" - в них присутствуют искажения и перемодуляции. Начинающие, не забывайте (!), что мы говорим об отрицательных значениях в дБ и не перепутайте больше/меньше:).
Для цифровой техники актуальны хаpaктеристики электрических сигналов, поскольку основной задачей оцифровки является максимально точное описание непрерывного аналогового сигнала дискретными значениями. Поэтому при работе со звуком в цифровом виде мы также измеряем и пики и RMS, хотя в акустике (воздушных волнах) приняты совершенно другие хаpaктеристики. До прихода цифровой техники для проведения измерений использовались очень сложные и дорогие устройства - специальные вольтметры, и после осциллографы. Теперь все проще, и мы можем измерить пpaктически любой параметр, не выходя из звукового редактора.

Пpaктика

Если вы поняли все, о чем я говорил раньше, и знаете, что такое эквалайзер:), то пpaктическое воплощение ваших теоретических знаний не заставит наградить своим качественным воплощением. Нас интересует, прежде всего, качественное сжатие динамического диапазона для создания равномерной и прослушиваемой фонограммы, и ее частотная эквивалентность необходимой звуковой картине. Вторая немаловажная задача, которая перед нами стоит - обеспечение прозрачности и качества звучания.
Разделим нашу работу в плане мастеринга на несколько этапов:
1. Удаление артефактов. К ним относятся щелчки, шумы, фон, неправильно поставленная дикция (шипящие и свистящие), западание некоторых частот. К панорамным артефактам относится противофаза между правым и левым каналами. Так как большинство телевизионных приемников у нас работает в моно-режиме, то на этот фактор пока еще следует обращать внимание.
2. Соблюдение частотного баланса. Эквализация фонограммы при мастеринге обычно носит больше косметический хаpaктер. Если исходный материал имеет некоторые артефакты, то его лучше, или даже проще, пересвести заново. К таким артефактам чаще всего относятся: "инструментальная каша" в диапазоне 500 Гц - 3 КГц, переизбыток реверберации, сильно "утопленный" голос, противофазные явления и так далее. Частотная картина композиции должна быть единым целым, где понятно расположение инструментов, слышна их отчетливость и прозрачность. Хорошую фонограмму никакой мастеринг не испортит - это правило. Не так давно появилась уникальная программа-плагин Steinberg Freefilter, которая позволяла "снять" параметры эквализации с любой фонограммы и применить ее относительно вашей. Это не совсем правильное решение, поскольку в каждом варианте нужно иметь индивидуальный подход. В эквализации пока не придумано серьезных автоматизированных алгоритмов (кроме одного, который больше относится к психоакустическому варианту, мы рассмотрим несколько позже), поэтому лучше производить эту операцию вручную на хороших мониторах. Для контроля можно использовать наушники. Сейчас также распространен VST-плагин NoPhones, который предназначен для эмуляции стереопары внешних громкоговорителей в наушниках. Это также не является полноценной заменой мониторам.
3. Динамический баланс. Эквалайзер и компрессор - это главные приборы при мастеринге. Согласитесь, если у вас бас-бочка баpaбана будет звучать то громче, то тише, то эту фонограмму никуда не возьмут, причем сие артефакт записи или сведения. И таких может быть очень много, поэтому в последнее время стали популярными многополосные устройства динамической обработки. То есть, для каждого частотного диапазона можно указывать свои параметры компрессии. Результат может оказаться обманчивым, поэтому лучше все предусмотреть заранее, до мастеринга. Для автоматизированных программных систем наибольшую популярность сейчас получили многополосные лимитеры, встроенные в ряд мастеринг-процессоров.
4. Создание звуковой картины. На самом деле - это очень немаловажный этап процесса. В определенных случаях требуется необходимое добавление реверберации, расширение стерео-базы или внедрение более сложного дилэй-эффекта. При этом вы должны понимать, что внедрение 3D и реверберации может сказаться в худшую сторону для параметра RMS, а также для коэффициента корреляции. Поэтому сейчас нужно уже выбирать между абсолютной прослушиваемостью и эстетическим фактором. На самом деле многие звукорежиссеры мира уже не раз отказывались от реверберации в пользу более "громкого" звучания фонограммы, но тогда очень часто терялся этот самый эстетический фактор. Как вариант можно использовать системы многополосной реверберации, где вы можете добавить эффект только для определенного частотного диапазона. Картина получается несколько аккуратнее. В принципе, по правилам психоакустики достаточно только обозначить присутствие эффекта и слушатель будет его ощущать подсознательно. Чтобы получить более яркое звучание часто необходимо использовать такое устройство как эксайтер. В аппаратном обеспечении студий в большинстве случаев используется Aphex Aural Exciter Type III. Данное устройство позволяет насытить сигнал дополнительными гармониками и улучшить параметры стереозвучания.
В программном виде можно говорить только об одной качественной эмуляции - iZotope Ozone, в которой мы имеем в наличие четырехполосный эксайтер. Помимо этого в Ozone имеются встроенные модули эквалайзера, реверберации, компрессора, максимайзинга, расширения стереобазы и дитеринга. Отдельно хочется отметить, что это чуть ли не единственный плагин, производящий обработку на уровне 64 бит.
5. Выравнивание баланса по субъективным факторам. Если вы мастерите альбом группы, то немаловажно, чтобы громкость вокала на всех композициях воспринималась равномерно, чтобы их амплитудно-частотное наполнение было соразмерно. Для примера возьмите несколько фирменных CD разных групп и посмотрите, как это достигается. Стоит еще отметить тот факт, что в студийной технике достаточно популярен психоакустический прибор - максимайзер. Он пpaктически не имеет ничего общего с Waves Ultramaximizer, и предназначен для корректирования баланса широкополосных сигналов. Например, для составления компиляций CD, где все должно звучать единообразно.
Явный представитель устройств этого класса - BBE Sonic Maximizer, распространенный в большинстве современных студий, а также на радиостанциях и в концертных залах. Сегодня нам представляется возможность оценить достоинства данного прибора в виде одноименного плагина. Правда с некотороми отличиями - теперь можно корректировать звучание отдельных инструментов по тому же алгоритму. В наличие имеются пресеты для гитар, пианино, других инструментов и мастеринга в целом. Этот процессор работает в разных режимах для выполнения различных задач. Отдельно хочется отметить, что этой программой нужно уметь пользоваться, и неопытный человек может и не понять суть происходящего.

Совсем пpaктика…

Для стерео-мастеринга на домашней студии будет достаточно несколько программ, список которых я приведу:
• Steinberg WaveLab 4.0 (модуль дитеринга UV22HR, имеется собственный автоматизированный модуль поиска артефактов ***ysis - Global ***ysis).
• Waves X-Click,
• Waves X-Cracle,
• Waves X-Noise,
• Waves Q10 Paragraphic EQ,
• Waves L2 Ultramaximizer,
• WaveArts MasterVerb,
• OhmForce OhmBoys,
• iZotope Ozone DX 2.0,
• BBE Sonic Maximizer,
• t.c. electronic Spark FX VST (пресеты CD Mastering и CD PreMaster),
• IK Multimedia T-rackS VST.
Последняя - только для любителей. Лично меня она сейчас не привлекает, хотя в свое время T-RackS достаточно нашумела своими математическими алгоритмами эмуляции ламповых приборов.
Большинство из приведенных программ предусматривают операцию дитеринга (компенсации цифровых шумов квантования при переходе от одной разрядности на другую) априори. В WaveLab есть индикатор Bit Meter, который показывает текущую разрядность обработки, а алгоритм дитеринга Apogee UV22HR, использующийся в этом редакторе, считается одним из лучших в мире.

В завершении

Программ для мастеринга сейчас очень много, поэтому рекомендую просто автоматизировать данный процесс на понравившихся продуктах. Если вы делаете фонограмму для радио или ТВ, то не забывайте, что там стоят еще дополнительные процессоры многополосной компрессии, поэтому качества CD в трaнcляции вы никогда не услышите - частотный и динамический диапазон сужаются. В принципе, достаточно сделать фонограмму с RMS -12 Дб, и вы не будете проигрывать в громкости по сравнению с другими композициями.
Если вы решите, что "мастеринга в домашних условиях" вам не хватает, то не забудьте сохранить версию файла, в которой еще не начали производить многополосную динамическую обработку. Поскольку после нее гораздо труднее произвести профессиональный мастеринг, а некоторые студии такую фонограмму вообще не примут.
То есть, подведем итог, "мастеринг в домашних условиях" - это автоматизированная обработка звуковых данных для создания более-менее качественного демо, позволяющая его ротировать по радио и ТВ. Хотя я сторонник того мнения, что все зависит от специалиста.
И еще я заметил тенденцию, что многие начинающие специалисты, провозившись долгое время с мастерингом, начинают по другому сводить, качественнее. То есть, опыт в этом направлениии - неотъемлемая часть современной звукорежиссуры.


Поделитесь с друзьями:
Еще статьи:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Категория: музыкальные аппараты | Добавил: Anna
Просмотров: 1987 | Комментарии: 2 | Теги: сделать домашнюю студию, акустика, Как сделать студию звукозаписи, сделать студию звукозаписи |Дата: 16.05.2019 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Першина Ольга биография

Першина Ольга биография Першина Ольга биография - музыкальная энциклопедия...

26 05 2022 15:22:45

Skinny Puppy биография

Skinny Puppy биография Skinny Puppy биография - музыкальная энциклопедия...

25 05 2022 9:21:58

ZZ Top биография

ZZ Top биография ZZ Top биография - музыкальная энциклопедия...

24 05 2022 21:33:48

Конек — Горбунок

Конек — Горбунок  Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая...

23 05 2022 11:16:36

Leatherwolf биография

Leatherwolf биография Leatherwolf биография - музыкальная энциклопедия...

22 05 2022 11:59:10

Восхождение биография

Восхождение биография Восхождение биография - музыкальная энциклопедия...

21 05 2022 20:44:14

УЗБЕКИСТАН. ТРАДИЦИОННАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА - Мои статьи - Каталог музыкальных статей

УЗБЕКИСТАН. ТРАДИЦИОННАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА - Мои статьи  - Каталог музыкальных статей Т Р А Д И Ц И О Н Н А Я И Н С Т Р У М Е Н Т А Л Ь Н А Я М У З Ы К А Узбекская традиционная музыка имеет древние истоки...

20 05 2022 20:30:13

Kiuas биография

Kiuas биография Kiuas биография - музыкальная энциклопедия...

19 05 2022 8:56:51

Андрей СКИДАН "Написание музыки. Очевидные признаки настоящего хита!" - Мои статьи - Каталог музыкальных статей

Андрей СКИДАН "Написание музыки. Очевидные признаки настоящего хита!" - Мои статьи  - Каталог музыкальных статей Очевидные признаки настоящего хита!" По перечисленным ниже признакам проще всего понять – «хит» или «не хит» Ваша песня и будет ли она иметь коммерческий успех...

18 05 2022 18:31:15

Vangelis биография

Vangelis биография Vangelis биография - музыкальная энциклопедия...

17 05 2022 21:52:18

История появления оркестра - о музыкальных инструментах - Каталог музыкальных статей

История появления оркестра - о музыкальных инструментах  - Каталог музыкальных статей В переводе с древнегреческого глагол «орхео» значит «танцую», а «орхестра» -полукруглая площадку театра, на которой пел и в то же время ритмически двигался хор (он был непременным участником каждой комедии и трагедии)...

16 05 2022 9:37:45

Неофициальный Визит биография

Неофициальный Визит биография Неофициальный Визит биография - музыкальная энциклопедия...

15 05 2022 5:30:18

X Japan биография

X Japan биография X Japan биография - музыкальная энциклопедия...

14 05 2022 14:34:17

Барток Бела

Барток Бела Бела Барток - великий венгерский композитор и виртуозный музыкант. Человек, открывший миру венгерскую народную музыку....

13 05 2022 19:33:26

James Gang биография

James Gang биография James Gang биография - музыкальная энциклопедия...

12 05 2022 23:30:59

Пер Гюнт балет и фильм

Пер Гюнт балет и фильм  Круглый год бродил Пер Гюнт в горах, потому что в те давние времена горы были покрыты густыми лесами, а в лесах водилось всякое зверьё...

11 05 2022 23:58:20

Цвето-тональный план Детского альбома Чайковского

Цвето-тональный план Детского альбома Чайковского  Складывается впечатление, что композитор испугался собственного замысла...

10 05 2022 18:30:34

C.I.T.A. биография

C.I.T.A. биография C.I.T.A. биография - музыкальная энциклопедия...

09 05 2022 5:34:50

Кшиштоф Пендерецкий

 Кшиштоф Пендерецкий Пендерецкого...

08 05 2022 21:55:17

Dixie Dregs биография

Dixie Dregs биография Dixie Dregs биография - музыкальная энциклопедия...

07 05 2022 10:30:20

UFO биография

UFO биография UFO биография - музыкальная энциклопедия...

06 05 2022 6:54:47

Певица Линда возвращается с новым альбомом - 23 Августа 2015

Певица Линда возвращается с новым альбомом - 23 Августа 2015 Пока же в столичном клубе «Volta» состоялась презентация сингла со странным названием « Идеальная погода, чтобы идти к черту»...

05 05 2022 12:27:34

Когда появилась русская опера - классическая музыка - Каталог музыкальных статей

Когда появилась русская опера - классическая музыка  - Каталог музыкальных статей Существуют примеры произведений русского музыкального театра на немецком, итальянском, французском и других языках...

04 05 2022 13:11:32

Веберн Антон

Веберн Антон Знаменитый австрийский композитор Антон Веберн является ярким представителем «нововенской» музыкальной школы. Биография, творчество, судьба композитора....

03 05 2022 18:22:25

Raw Power биография

Raw Power биография Raw Power биография - музыкальная энциклопедия...

02 05 2022 0:21:33

Die Toten Hosen биография

Die Toten Hosen биография Die Toten Hosen биография - музыкальная энциклопедия...

01 05 2022 17:48:13

MC5 биография

MC5 биография MC5 биография - музыкальная энциклопедия...

30 04 2022 14:43:18

Axxis биография

Axxis биография Axxis биография - музыкальная энциклопедия...

29 04 2022 4:18:17

Александр Невский фильм и житие

Александр Невский  фильм и житие  родился 30 мая 1220 года в г...

28 04 2022 12:13:36

Петр Ильич Чайковский

 Петр Ильич Чайковский Его мать умерла от холеры, когда Чайковскому было только 14 лет, и эта большая потеря затронула мальчика очень глубоко...

27 04 2022 9:20:54

Трубный Зов биография

Трубный Зов биография Трубный Зов биография - музыкальная энциклопедия...

26 04 2022 10:47:57

Берега биография

Берега биография Берега биография - музыкальная энциклопедия...

25 04 2022 0:50:19

Битте Дритте биография

Битте Дритте биография Битте Дритте биография - музыкальная энциклопедия...

24 04 2022 5:33:38

Turtles биография

Turtles биография Turtles биография - музыкальная энциклопедия...

23 04 2022 13:50:31

Pentagram биография

Pentagram биография Pentagram биография - музыкальная энциклопедия...

22 04 2022 19:24:25

Былина Садко

Былина Садко  А прежде у Садка имущества не было: Одни были гусельки яровчаты; По пирам ходил-играл Садко...

21 04 2022 17:24:11

Стравинский Жар-птица

Стравинский Жар-птица  У него было три сына-царевича: первый — Димитрий-царевич, другой — Василий-царевич, а третий — Иван-царевич… Это перо было так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, то оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч...

20 04 2022 14:46:26

6. РОК - н - РОЛЛ

 6. РОК - н - РОЛЛ Rock’n’roll от Rock and roll — русск...

19 04 2022 5:46:11

10 CC биография

10 CC биография 10 CC биография - музыкальная энциклопедия...

18 04 2022 23:17:20

Sopor биография

Sopor биография Sopor биография - музыкальная энциклопедия...

17 04 2022 0:26:43

Аэроплан биография

Аэроплан биография Аэроплан биография - музыкальная энциклопедия...

16 04 2022 20:21:15

Секрет новых стартов — от Jazzamor! - музыканты - Каталог музыкальных статей

Секрет новых стартов — от Jazzamor! - музыканты  - Каталог музыкальных статей История нежных завоеваний Давайте отправимся в Германию на 10 лет назад...

15 04 2022 11:31:44

Hellacopters биография

Hellacopters биография Hellacopters биография - музыкальная энциклопедия...

13 04 2022 18:38:23

Кома биография

Кома биография Кома биография - музыкальная энциклопедия...

12 04 2022 17:36:13

Штормглас биография

Штормглас биография Штормглас биография - музыкальная энциклопедия...

11 04 2022 18:48:47

Как участницы BLACKPINK попали в YG Entertainment?

Как участницы BLACKPINK попали в YG Entertainment?  Так как же дeвoчки BLACKPINK оказались там, где они сейчас? Проверьте их индивидуальные истории успеха! 1...

10 04 2022 10:18:13

Трилистник биография

Трилистник биография Трилистник биография - музыкальная энциклопедия...

09 04 2022 13:26:10

Кафе биография

Кафе биография Кафе биография - музыкальная энциклопедия...

08 04 2022 9:15:56

Tyketto биография

Tyketto биография Tyketto биография - музыкальная энциклопедия...

07 04 2022 15:36:20

Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 :: Музыка -12 ::