Как сделать свою домашнюю студию звукозаписи - музыкальные аппараты - Каталог музыкальных статей > Музыка и мышление
Гитара и контрабас    

Как сделать свою домашнюю студию звукозаписи - музыкальные аппараты - Каталог музыкальных статей

Как сделать свою домашнюю студию звукозаписи - музыкальные аппараты  - Каталог музыкальных статей

1c33c3a5
Главная » Статьи » музыкальные аппараты

Как сделать свою домашнюю студию звукозаписи
Мы привыкли к тому, что говорим о звуке как об информации, которая может переноситься за счет упругих колебаний воздушной среды, электрического (аналогового) сигнала и в виде цифровых значений - все это мы называем звуком. Основные хаpaктеристики звуковых волн - их частота и амплитудные значения.
Наиболее популярная хаpaктеристика, которая сейчас распространена в бытовой аппаратуре - это громкость, являющаяся не только субъективной, поскольку описывает человеческие ощущения, но и для разных значений частот неравномерной.
Например, наиболее громко мы воспринимаем диапазон 1-4 КГц. Вторая хаpaктеристика - это мощность, которая привязана к типу носителя информации и, соответственно, имеет множество разновидностей.
Наиболее подходящие энергетические величины, которыми можно описать звуковую волну, являются среднеквадратическими. Например для описания звуковой воздушной волны применима ее интенсивность.
Интенсивность звука - это средняя по времени энергия, переносимая звуковой волной через единичную площадку, перпендикулярную к направлению распространения волны в единицу времени. Если мы говорим об электрическом сигнале, то наиболее подходящая величина - это RMS. Все дело в том, что они (среднеквадратические величины) наиболее удобны для описания звуковых процессов, поскольку точнее описывают энергетическую составляющую сложных или синусоидальных волн и субъективное восприятие человека.
RMS (аббревиатура от Root Mean Square, среднекадратический корень) - это среднеквадратичное значение всех мгновенных значений напряжений сложной звуковой волны. Для того, чтобы лучше понять природу использования среднеквадратичных величин рассмотрим понятие пик-фактора.
Пик-фактором называется отношение значения мгновенной, "пиковой" амплитуды сигнала к ее среднеквадратичному значению (RMS).

Волны с большим значением пик-фактора и крутой хаpaктеристикой амплитуды объективно на слух будут восприниматься тише, чем меньшие по амплитуде, но имеющие большую площадь и больший параметр RMS. То есть обычные пиковые индикаторы не показывают пpaктически ничего полезного. Поэтому наиболее объективной оценкой является оценка по RMS, и в большинстве случаев замеры берутся с помощью специальных "среднеквадратических" RMS-вольтметров, а в звуковых редакторах это RMS-индикаторы. Исключение есть только для радио и телевидения, где замер пиковых значений не менее важен, поскольку из-за них возможна перемодуляция.
То есть, если сказать проще, в акустике один из основных параметров - интенсивность, в аналоговых сигналах - RMS. Они, по сути, подобны. При этом, чем сильнее мы сужаем динамический диапазон за счет компрессоров и лимитеров, тем большим у нас получается значение RMS. В профессионально отмастеренных фонограммах средневзвешенное значение RMS (RMS Average) варьируется от -14 до -10 дБ. Хотя для классики и джаза оно может быть равно и -20 - -17 дБ. Чем меньше это значение, тем субъективно тише мы воспринимаем фонограмму, поскольку более тихие звуки хуже прослушиваемы. Если же средневзвешенное значение RMS выше -10 дБ, то в большинстве случаев мы говорим о сильно "сжатых" фонограммах, или "пережатых" - в них присутствуют искажения и перемодуляции. Начинающие, не забывайте (!), что мы говорим об отрицательных значениях в дБ и не перепутайте больше/меньше:).
Для цифровой техники актуальны хаpaктеристики электрических сигналов, поскольку основной задачей оцифровки является максимально точное описание непрерывного аналогового сигнала дискретными значениями. Поэтому при работе со звуком в цифровом виде мы также измеряем и пики и RMS, хотя в акустике (воздушных волнах) приняты совершенно другие хаpaктеристики. До прихода цифровой техники для проведения измерений использовались очень сложные и дорогие устройства - специальные вольтметры, и после осциллографы. Теперь все проще, и мы можем измерить пpaктически любой параметр, не выходя из звукового редактора.

Пpaктика

Если вы поняли все, о чем я говорил раньше, и знаете, что такое эквалайзер:), то пpaктическое воплощение ваших теоретических знаний не заставит наградить своим качественным воплощением. Нас интересует, прежде всего, качественное сжатие динамического диапазона для создания равномерной и прослушиваемой фонограммы, и ее частотная эквивалентность необходимой звуковой картине. Вторая немаловажная задача, которая перед нами стоит - обеспечение прозрачности и качества звучания.
Разделим нашу работу в плане мастеринга на несколько этапов:
1. Удаление артефактов. К ним относятся щелчки, шумы, фон, неправильно поставленная дикция (шипящие и свистящие), западание некоторых частот. К панорамным артефактам относится противофаза между правым и левым каналами. Так как большинство телевизионных приемников у нас работает в моно-режиме, то на этот фактор пока еще следует обращать внимание.
2. Соблюдение частотного баланса. Эквализация фонограммы при мастеринге обычно носит больше косметический хаpaктер. Если исходный материал имеет некоторые артефакты, то его лучше, или даже проще, пересвести заново. К таким артефактам чаще всего относятся: "инструментальная каша" в диапазоне 500 Гц - 3 КГц, переизбыток реверберации, сильно "утопленный" голос, противофазные явления и так далее. Частотная картина композиции должна быть единым целым, где понятно расположение инструментов, слышна их отчетливость и прозрачность. Хорошую фонограмму никакой мастеринг не испортит - это правило. Не так давно появилась уникальная программа-плагин Steinberg Freefilter, которая позволяла "снять" параметры эквализации с любой фонограммы и применить ее относительно вашей. Это не совсем правильное решение, поскольку в каждом варианте нужно иметь индивидуальный подход. В эквализации пока не придумано серьезных автоматизированных алгоритмов (кроме одного, который больше относится к психоакустическому варианту, мы рассмотрим несколько позже), поэтому лучше производить эту операцию вручную на хороших мониторах. Для контроля можно использовать наушники. Сейчас также распространен VST-плагин NoPhones, который предназначен для эмуляции стереопары внешних громкоговорителей в наушниках. Это также не является полноценной заменой мониторам.
3. Динамический баланс. Эквалайзер и компрессор - это главные приборы при мастеринге. Согласитесь, если у вас бас-бочка баpaбана будет звучать то громче, то тише, то эту фонограмму никуда не возьмут, причем сие артефакт записи или сведения. И таких может быть очень много, поэтому в последнее время стали популярными многополосные устройства динамической обработки. То есть, для каждого частотного диапазона можно указывать свои параметры компрессии. Результат может оказаться обманчивым, поэтому лучше все предусмотреть заранее, до мастеринга. Для автоматизированных программных систем наибольшую популярность сейчас получили многополосные лимитеры, встроенные в ряд мастеринг-процессоров.
4. Создание звуковой картины. На самом деле - это очень немаловажный этап процесса. В определенных случаях требуется необходимое добавление реверберации, расширение стерео-базы или внедрение более сложного дилэй-эффекта. При этом вы должны понимать, что внедрение 3D и реверберации может сказаться в худшую сторону для параметра RMS, а также для коэффициента корреляции. Поэтому сейчас нужно уже выбирать между абсолютной прослушиваемостью и эстетическим фактором. На самом деле многие звукорежиссеры мира уже не раз отказывались от реверберации в пользу более "громкого" звучания фонограммы, но тогда очень часто терялся этот самый эстетический фактор. Как вариант можно использовать системы многополосной реверберации, где вы можете добавить эффект только для определенного частотного диапазона. Картина получается несколько аккуратнее. В принципе, по правилам психоакустики достаточно только обозначить присутствие эффекта и слушатель будет его ощущать подсознательно. Чтобы получить более яркое звучание часто необходимо использовать такое устройство как эксайтер. В аппаратном обеспечении студий в большинстве случаев используется Aphex Aural Exciter Type III. Данное устройство позволяет насытить сигнал дополнительными гармониками и улучшить параметры стереозвучания.
В программном виде можно говорить только об одной качественной эмуляции - iZotope Ozone, в которой мы имеем в наличие четырехполосный эксайтер. Помимо этого в Ozone имеются встроенные модули эквалайзера, реверберации, компрессора, максимайзинга, расширения стереобазы и дитеринга. Отдельно хочется отметить, что это чуть ли не единственный плагин, производящий обработку на уровне 64 бит.
5. Выравнивание баланса по субъективным факторам. Если вы мастерите альбом группы, то немаловажно, чтобы громкость вокала на всех композициях воспринималась равномерно, чтобы их амплитудно-частотное наполнение было соразмерно. Для примера возьмите несколько фирменных CD разных групп и посмотрите, как это достигается. Стоит еще отметить тот факт, что в студийной технике достаточно популярен психоакустический прибор - максимайзер. Он пpaктически не имеет ничего общего с Waves Ultramaximizer, и предназначен для корректирования баланса широкополосных сигналов. Например, для составления компиляций CD, где все должно звучать единообразно.
Явный представитель устройств этого класса - BBE Sonic Maximizer, распространенный в большинстве современных студий, а также на радиостанциях и в концертных залах. Сегодня нам представляется возможность оценить достоинства данного прибора в виде одноименного плагина. Правда с некотороми отличиями - теперь можно корректировать звучание отдельных инструментов по тому же алгоритму. В наличие имеются пресеты для гитар, пианино, других инструментов и мастеринга в целом. Этот процессор работает в разных режимах для выполнения различных задач. Отдельно хочется отметить, что этой программой нужно уметь пользоваться, и неопытный человек может и не понять суть происходящего.

Совсем пpaктика…

Для стерео-мастеринга на домашней студии будет достаточно несколько программ, список которых я приведу:
• Steinberg WaveLab 4.0 (модуль дитеринга UV22HR, имеется собственный автоматизированный модуль поиска артефактов ***ysis - Global ***ysis).
• Waves X-Click,
• Waves X-Cracle,
• Waves X-Noise,
• Waves Q10 Paragraphic EQ,
• Waves L2 Ultramaximizer,
• WaveArts MasterVerb,
• OhmForce OhmBoys,
• iZotope Ozone DX 2.0,
• BBE Sonic Maximizer,
• t.c. electronic Spark FX VST (пресеты CD Mastering и CD PreMaster),
• IK Multimedia T-rackS VST.
Последняя - только для любителей. Лично меня она сейчас не привлекает, хотя в свое время T-RackS достаточно нашумела своими математическими алгоритмами эмуляции ламповых приборов.
Большинство из приведенных программ предусматривают операцию дитеринга (компенсации цифровых шумов квантования при переходе от одной разрядности на другую) априори. В WaveLab есть индикатор Bit Meter, который показывает текущую разрядность обработки, а алгоритм дитеринга Apogee UV22HR, использующийся в этом редакторе, считается одним из лучших в мире.

В завершении

Программ для мастеринга сейчас очень много, поэтому рекомендую просто автоматизировать данный процесс на понравившихся продуктах. Если вы делаете фонограмму для радио или ТВ, то не забывайте, что там стоят еще дополнительные процессоры многополосной компрессии, поэтому качества CD в трaнcляции вы никогда не услышите - частотный и динамический диапазон сужаются. В принципе, достаточно сделать фонограмму с RMS -12 Дб, и вы не будете проигрывать в громкости по сравнению с другими композициями.
Если вы решите, что "мастеринга в домашних условиях" вам не хватает, то не забудьте сохранить версию файла, в которой еще не начали производить многополосную динамическую обработку. Поскольку после нее гораздо труднее произвести профессиональный мастеринг, а некоторые студии такую фонограмму вообще не примут.
То есть, подведем итог, "мастеринг в домашних условиях" - это автоматизированная обработка звуковых данных для создания более-менее качественного демо, позволяющая его ротировать по радио и ТВ. Хотя я сторонник того мнения, что все зависит от специалиста.
И еще я заметил тенденцию, что многие начинающие специалисты, провозившись долгое время с мастерингом, начинают по другому сводить, качественнее. То есть, опыт в этом направлениии - неотъемлемая часть современной звукорежиссуры.


Поделитесь с друзьями:
Еще статьи:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Категория: музыкальные аппараты | Добавил: Anna
Просмотров: 1987 | Комментарии: 2 | Теги: сделать домашнюю студию, акустика, Как сделать студию звукозаписи, сделать студию звукозаписи |Дата: 16.05.2019 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Облако биография

Облако биография Облако биография - музыкальная энциклопедия...

17 05 2022 17:44:59

sех Pistols биография

sех Pistols биография sех Pistols биография - музыкальная энциклопедия...

16 05 2022 3:58:31

Итоги: релизы года

Итоги: релизы года  Продолжая подводить итоги 2018-го, собрали самые важные, заметные и полюбившиеся альбомы от поп релизов Лизы Громовой и Луны до нойзрока Jars и Mad Pilot👇🏻 КОСМОС НА ПОТОЛКЕ — ЛЕДЯНЫЕ ЛИМОНАДЫ Слушайте Ледяные лимонады — Космос на потолке на Яндекс.Музыке   «Космос на потолке» — новая московская группа, которая в середине сентября опубликовала альбом под названием …...

15 05 2022 13:55:55

Пианино vs синтезатор: осваиваем клавиши - о музыкальных инструментах - Каталог музыкальных статей

Пианино vs синтезатор: осваиваем клавиши - о музыкальных инструментах  - Каталог музыкальных статей И частенько бывает, что годам к 17-30-50-ти страсть к музыке у первых пропадает, но зато - остро прорезается у «ветеранов плюшевых зайцев»...

14 05 2022 19:25:34

Dead Infection биография

Dead Infection биография Dead Infection биография - музыкальная энциклопедия...

13 05 2022 12:57:25

Геометрия биография

Геометрия биография Геометрия биография - музыкальная энциклопедия...

12 05 2022 10:39:38

Ulver биография

Ulver биография Ulver биография - музыкальная энциклопедия...

11 05 2022 15:19:57

Холодный Дождь биография

Холодный Дождь биография Холодный Дождь биография - музыкальная энциклопедия...

10 05 2022 20:41:54

Композитор Мишель Легран и режиссер Клод Лелуш удостоены наград за вклад в культуру РФ - 3 Апреля 2018

Композитор Мишель Легран и режиссер Клод Лелуш удостоены наград за вклад в культуру РФ - 3 Апреля 2018 Кинорежиссер Клод Лелуш, чьи фильмы входят в золотую коллекцию мирового кинематографа, и композитор, автор музыки к 200 фильмам Мишель Легран награждены почетным знаком \"За вклад в российскую культуру\"...

09 05 2022 21:16:47

Каменный Гость биография

Каменный Гость биография Каменный Гость биография - музыкальная энциклопедия...

08 05 2022 4:51:57

Аргонавты биография

Аргонавты биография Аргонавты биография - музыкальная энциклопедия...

07 05 2022 20:58:38

Venom биография

Venom биография Venom биография - музыкальная энциклопедия...

06 05 2022 14:46:21

20 моментов с EXO, которые заставят вас сказать: «Почему они такие?»

20 моментов с EXO, которые заставят вас сказать: «Почему они такие?»  1. Когда Сехун боялся детеныша оленя...

05 05 2022 10:14:15

Pagan Reign биография

Pagan Reign биография Pagan Reign биография - музыкальная энциклопедия...

04 05 2022 16:39:44

Kate Bush биография

Kate Bush биография Kate Bush биография - музыкальная энциклопедия...

03 05 2022 10:16:18

Bloodparade биография

Bloodparade биография Bloodparade биография - музыкальная энциклопедия...

02 05 2022 16:18:52

Наутилус Помпилиус биография

Наутилус Помпилиус биография Наутилус Помпилиус биография - музыкальная энциклопедия...

01 05 2022 7:55:33

Messiah биография

Messiah биография Messiah биография - музыкальная энциклопедия...

30 04 2022 14:41:52

TSYGUN: БОЛЬ в 300 bpm

TSYGUN: БОЛЬ в 300 bpm  Неожиданностью стало появление металл-группы TSYGUN в лайн-апе «Боли» 2019-го года. Надя Самодурова однажды уже говорила, что, невзирая на тяжесть музыки, все то, что современно, то и является какой-то там волной. Тем не менее, перед тем, как удивить самым пост-ироничном металом на сцене, TSYGUN дают завтра концерт в Model T вместе с группами Kytowrath и Supruga. Накануне концерта мы решили узнать у «табора», как они достигли вершин своего оглушительного и больного успеха....

29 04 2022 2:44:48

Survivor биография

Survivor биография Survivor биография - музыкальная энциклопедия...

28 04 2022 22:28:57

Cопрано Мариинского театра награждена Международной оперной премией - 16 Мая 2019

Cопрано Мариинского театра награждена Международной оперной премией - 16 Мая 2019 Церемония вручения наград прошла в воскресенье в лондонском театре \" Савой\", который собрал под одной крышей крупнейших звезд мирового музыкального искусства, передает Т А С С...

27 04 2022 7:37:57

Stratovarius биография

Stratovarius биография Stratovarius биография - музыкальная энциклопедия...

26 04 2022 5:23:36

Chroming Rose биография

Chroming Rose биография Chroming Rose биография - музыкальная энциклопедия...

25 04 2022 0:45:32

Moahni Moahna биография

Moahni Moahna биография Moahni Moahna биография - музыкальная энциклопедия...

24 04 2022 16:18:39

Кафе биография

Кафе биография Кафе биография - музыкальная энциклопедия...

23 04 2022 21:44:26

Барабаны с легким налетом черной магии - Ударные музыкальные инструменты - музыкальные инструменты - Каталог музыкальных статей

Барабаны с легким налетом черной магии - Ударные музыкальные инструменты - музыкальные инструменты - Каталог музыкальных статей С точки зрения геометрии, барабан – это пустотелый закрытый цилиндр… однако на самом деле он представляет собой нечто гораздо большее...

22 04 2022 2:21:52

Control Denied биография

Control Denied биография Control Denied биография - музыкальная энциклопедия...

21 04 2022 21:43:57

Победителем шоу «Голос» стал Пётр Захаров - 2 Января 2019

Победителем шоу «Голос» стал Пётр Захаров - 2 Января 2019 До заключительного этапа дошли четверо конкурсантов: подопечная Сергея Шнурова Рушана Валиева, Шаэн Оганесян из команды Басты, Амирхан Умаев от Ани Лорак и Пётр Захаров — протеже Константина Меладзе...

19 04 2022 19:50:25

«Ра» — экспериментальный арт-рок из Нижнего Новгорода

«Ра» — экспериментальный арт-рок из Нижнего Новгорода  Артём нам рассказал о проекте и вдохновении....

18 04 2022 11:13:30

Throbbing Gristle биография

Throbbing Gristle биография Throbbing Gristle биография - музыкальная энциклопедия...

17 04 2022 23:47:20

Krisiun биография

Krisiun биография - музыкальная энциклопедия...

16 04 2022 20:17:17

220 Volt биография

220 Volt биография 220 Volt биография - музыкальная энциклопедия...

15 04 2022 15:55:13

Тролли 2 биография

Тролли 2 биография Тролли 2 биография - музыкальная энциклопедия...

14 04 2022 9:24:10

Какаду биография

Какаду биография Какаду биография - музыкальная энциклопедия...

13 04 2022 12:45:17

Dark Funeral биография

Dark Funeral биография Dark Funeral биография - музыкальная энциклопедия...

12 04 2022 11:11:46

Pro-Pain биография

Pro-Pain биография Pro-Pain биография - музыкальная энциклопедия...

11 04 2022 15:27:32

Prong биография

Prong биография Prong биография - музыкальная энциклопедия...

10 04 2022 22:28:30

Музыкальный инструмент: русский, духовой, струнный, щипковый, ударный

 Музыкальный инструмент: русский, духовой, струнный, щипковый, ударный Ныне существующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные щипковые, струнные смычковые, медные духовые, язычковые духовые, деревянные духовые, ударные...

09 04 2022 3:33:54

T. Rex биография

T. Rex биография T. Rex биография - музыкальная энциклопедия...

07 04 2022 7:10:51

Полковник и Однополчане биография

Полковник и Однополчане биография Полковник и Однополчане биография - музыкальная энциклопедия...

06 04 2022 18:51:22

Stereomud биография

Stereomud биография Stereomud биография - музыкальная энциклопедия...

05 04 2022 1:21:55

Реггистан биография

Реггистан биография Реггистан биография - музыкальная энциклопедия...

04 04 2022 6:39:52

Иранская музыка - Мои статьи - Каталог музыкальных статей

Иранская музыка - Мои статьи  - Каталог музыкальных статей Она никогда не использовалась в религиозных церемониях - в исламе подобное недопустимо...

03 04 2022 15:34:25

Magellan биография

Magellan биография Magellan биография - музыкальная энциклопедия...

02 04 2022 5:22:51

Destructor биография

Destructor биография Destructor биография - музыкальная энциклопедия...

01 04 2022 23:32:36

Halford биография

Halford биография Halford биография - музыкальная энциклопедия...

31 03 2022 5:13:59

Самые известные продюсеры мира - музыканты - Каталог музыкальных статей

Самые известные продюсеры мира - музыканты  - Каталог музыкальных статей Кто за всем этим стоит? За всем этим кроется серый кардинал под названием музыкальный продюсер! Но если слава первых распространяется, порою, на весь мир, то слава вторых — редко выходит за пределы узкого круга посвященных...

30 03 2022 7:33:34

Dark Age биография

Dark Age биография Dark Age биография - музыкальная энциклопедия...

29 03 2022 9:58:18

Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 :: Музыка -12 ::