«Гензель и Гретель» H?nsel und Gretel
Дирижёр-постановщик Большого театра Михаил ГРАНОВСКИЙ рассказал о работе над этой оперой:
— Это постромантическая опера, написанная в немецкой музыкальной традиции, с роскошным, поистине вагнеровским оркестром — многоплановым, многожанровым. Здесь звучат и молитва, и отголоски немецких фольклорных мелодий, возникают аллюзии с музыкой Рихарда ВАГНЕРА, Густава МАЛЕРА, Рихарда ШТРАУСА. Опера Хумпердинка очень живописна. В ней есть дуновение ветра, пение птиц, поступь феи, полёт ведьмы…
Опера в трех действиях Энгельберта Хумпердинка (на русской сцене шла под названием «Ваня и Маша») на либретто (по-немецки) Адельгeйды Ветте, основанное на сказке Якоба и Вильгельма Гримм.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ПЕТЕР, вязальщик метел (баритон)
ГЕРТРУДА, его жена (меццо-сопрано)
его дети:
ГЕНЗЕЛЬ (меццо-сопрано)
ГРЕТЕЛЬ (сопрано)
ВЕДЬМА (меццо-сопрано)
ДРЁМА (сопрано)
ЧЕЛОВЕК-РОСИНКА (сопрано)
Время действия: «Как-то раз».
Место действия: Германия.
Первое исполнение: Веймар, 23 декабря 1893 года.
Многие годы существует традиция исполнять эту оперу на Рождество как развлечение для малышей, хотя не совсем ясно, почему сказка, действие которой происходит летом, считается такой уж подходящей для зимнего праздника. Трудно представить себе, что малыши в состоянии оценить или полюбить искусную, но все же довольно тяжеловесную оркестровку этой оперы, сделанную в вагнеровском духе, как, впрочем, и многие другие сложности оперы. Однако привычка ставить и слушать ее существует уже так долго, и так много поколений взрослых прожило жизнь с уверенностью, что они любили эту оперу, еще будучи детьми, что только в Соединенных Штатах можно констатировать некоторый спад интереса к ней; в Европе же она по-прежнему очень популярна. В Америке — лучше это или хуже — дети выражают свое мнение более свободно, чем в других странах, и в Рождество по общему согласию (которое, правда, никогда не было предметом научного анализа) пальма первенства теперь отдается опере Джан-Карло Менотти «Амал и ночные гости». Ее сюжет более подходящ для празднования Рождества, к тому же она значительно короче, и на ней можно не засиживаться.
Тем не менее «Гензель и Гретель» — это замечательная партитура. Использование в ней подлинных народных детских песен в первом действии, музыка «Молитвы», как она звучит во втором действии, «Скачка ведьмы» и несколько других музыкальных эпизодов — все это стало достоянием нашей культуры. И вполне заслуженно! Можно лишь благодарить судьбу, что Хумпердинк ограничил себя в сочинении других композиций и уделил время — что поначалу было для него второстепенным занятием, сочинению музыки для детской пьесы, которую написала его сестра Адельгeйда Вётте для исполнения в кругу семьи.
УВЕРТЮРА
Любимый номер в концертах популярной симфонической музыки, эта увертюра начинается музыкой «Молитвы» из второго действия, после чего следуют контрастирующие ей темы из других частей партитуры, мастерское развитие которых приводит вновь к теме «Молитвы», на сей раз звучащей очень мощно, как если бы это был гимн победе.
ДЕЙСТВИЕ I
Занавес подымается, и мы видим лесную хижину бедного дровосека, в которой двое его детей — Гензель и Гретель. Они голодны, но, тем не менее, вынуждены работать. При этом они играют и ссорятся, как положено детям, пребывая, однако, в самом веселом расположении духа. Они поют старинную немецкую народную песенку «Приди, братец, и потанцуй со мной». Возвращение их матери сразу же кладет конец их смеху и веселью; с виноватым видом они пытаются объяснить ей свое бездельничанье. В ярости она разбивает крынку молока — теперь не из чего сварить суп. Грозя суровым наказанием и страшными побоями, она посылает их в лес, предупреждая, чтобы они не возвращались, пока не соберут полной корзины земляники.
Петер, отец Гензеля и Гретель, возвращается домой, веселый и подвыпивший. Он смягчает сердце Гертруды, своей жены, тем, что показывает ей полную корзину съестного — колбаски, кофе, хлеб и масло, — которую принес. Это плата за сделанную неожиданно подвернувшуюся ему в деревне работу. Пока она варит суп, он ищет по дому детей и не находит их. Гертруда говорит ему, что послала детей в лес за земляникой. Но ведь они могут заблyдиться в горах Ильзенштейн, забеспокоился Петер. Гертруду не очень-то это волнует, — она сама ведь не отсюда и не знает местных поверий. Петер же в большом волнении, и в арии, которую он теперь поет, объясняет жене, что в горах Ильзенштейн обитает ведьма, которая летает на помеле и похищает маленьких детей с тем, чтобы потом превратить их в пряники. Гертруда тут же устремляется за детьми, вслед за ней, не выпуская из рук своей бутылки, бежит Петер.
ДЕЙСТВИЕ II
Поскольку антpaкт в спектакле, где собирается много детей, может таить в себе определенные проблемы, постановщики этой оперы часто дают это действие как вторую сцену, без перерыва. В таком случае оркестр сразу играет «Hexenritt» («Скачка ведьмы») — небольшую, очень оживленную музыкальную поэму, во время которой можно успеть сменить декорации.
У подножия зловещих гор Ильзенштейн Гензель и Гретель собирают землянику. При этом они не могут отказать себе в удовольствии тут же съесть ее. Гретель поет очаровательную народную песенку. Но вот начинает темнеть, и их охватывает страх. Они заблyдились; им чудится, что они видят таинственные фигуры и слышат загадочные голоса (эти голоса для большего правдоподобия олицетворяет женский хор за сценой). От стpaxa дети бросаются друг к другу в объятия. Их успокаивает появившийся маленький Дрёма, он навевает на них сон своей чудесной детской молитвой, обращенной к четырнадцати ангелам, которые будут защищать малышей, пока они спят. Успокоив детей, он исчезает.
С горы на них светит свет, и в его лучах спускаются четырнадцать ангелов; они собираются вокруг спящих детей и исполняют свой плавный и сдержанный танец.
ДЕЙСТВИЕ III
После короткого оркестрового вступления занавес поднимается, и мы видим ту же сцену на следующее утро. Но теперь стал виден прелестный старинный немецкий дом, весь украшенный фигурками детей в полный рост, похожими на имбирные пряники. Конечно же, это дом ведьмы.
Человек-росинка, после того как спел песенку, в которой рассказал о себе, будит детей. Они просыпаются, видят этот прекрасный дом; он кажется им необычайно привлекательным. Они совершенно очарованы. Гензель отламывает кусочек пряника и начинает его есть. Заслышав, что кто-то внутри поет старинную игровую песенку «Кто грызет в моем доме?», Гензель и Гретель поначалу принимают это за простое дуновение ветра. Но на самом деле это ведьма; она неожиданно появляется и накидывает веревку на шею мальчику (но ему удается высвободиться), приглашает детей в дом (они отказываются), и тогда, используя волшебные чары, она делает детей своими пленниками. Она машет можжевеловым суком, бормочет слова заклинания — и Гензель и Гретель замирают без движения. Ведьма помещает Гензеля в клетку, Гретель приказывает работать по дому, разжигать большую печь, а сама начинает дикую скачку на своей метле.
Но эта подслеповатая ведьма, оказывается, не такая уж всемогущая. Когда она ощупывает Гензеля, чтобы убедиться насколько он «вкусен», чтобы его съесть, тот подсовывает ей вместо своего пальца палку. После этого она говорит, что он слишком костляв. Гретель, в свою очередь, воспользовавшись моментом, когда ведьма не может ее видеть, берет волшебную палочку и с ее помощью освобождает брата. Затем Гретель спрашивает ведьму, как обращаться с печью, и та говорит, что в нее нужно влезть. И когда она показывает, как это делать, дети ловко вталкивают ее туда. Так Гензель и Гретель, которых ведьма хотела запечь и превратить в пряники, чтобы украсить ими свой дом, освобождаются от ее чар. С помощью все той же волшебной палочки они возвращаются в реальный мир. И все, кто сочувствовал детям в этом волшебном лесу, соединяются в хоре, празднуя конец черной магии.
Именно в этот момент Петер и Гертруда находят своих детей со всеми их новыми друзьями. Ведьму, теперь в виде огромного запеченного пряника, извлекают из-под обломков ее печи; Петер выводит из этой истории соответствующую мораль — злоба наказывается. И все в конце концов славят Бога в хоровом варианте «Молитвы».
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)
Сказочно-фантастическая опера Хумпердинка имела огромный успех у детей и взрослых в начале 20 в. Сказке придана религиозно-сентиментальная окраска, действие носит хаpaктер рождественского рассказа. Композитор, в целом, подражает Вагнеру, что обусловило определенное противоречие между содержанием и художественными средствами в опере. Это объясняет преходящий хаpaктер успеха сочинения. Русская премьера состоялась в 1895 (Петербург, частная антреприза К. Винтер, постановка Мамонтова). Затем опера неоднократно ставилась в Большом театре, Мариинском театре и других театрах (под названием «Ваня и Маша»), ведущие партии исполняли знаменитые певицы Збруева, Забела и др. В наши дни ставится преимущественно в Германии.
Дискография: CD — Decca. Дир. Эйхгорн, Гензель (Моффо), Гретель (Донат), Петер (Фишер-Дискау), Ведьма (Людвиг).
Статья с сайта http://www.belcanto.ru/hansel.html, автор Е. Цодоков
Вся прелесть синтезатора заключается в том, что он может автономно выступать в роли музыкального инструмента, обеспечивая хорошее звучание практически любого тембра...
15 05 2022 15:40:58
Иоганн Себастьян Бах по праву занимает центральное место в зале славы великих композиторов. Уже более двух веков его музыка продолжает звучать по всему миру...
14 05 2022 10:40:46
Die Apokalyptischen Reiter биография - музыкальная энциклопедия...
12 05 2022 8:59:45
Она возникла в мужской среде: собирались парни тесным кружком и пели...
11 05 2022 18:47:50
Кирилл Немоляев биография - музыкальная энциклопедия...
10 05 2022 23:17:42
Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами...
07 05 2022 15:27:48
Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор...
06 05 2022 16:12:34
저는 11일 SBS 8시 뉴스가 나온 직후 회사의 사실여부 확인 전화를 받았을 때 논점을 잘 이해하지 못하고 제가 단톡방에 없었다는 내용만 전달하였습니다...
04 05 2022 5:13:20
Waldhorn — «лесной рог», итал...
01 05 2022 4:53:16
1932) « Прежде чем взять в руки карандаш,— говорил Легран,— я должен понять и почувствовать героев фильма, разделить с ними судьбу...
30 04 2022 2:45:12
Louvre Museum
Текст взят с сайта Французский язык на OrangeTag...
29 04 2022 14:20:55
Узнали у участников группы, какие альбомы повлияли на их творчество, — каждый рассказал об одном, зато каком......
28 04 2022 0:34:27
Круглый год бродил Пер Гюнт в горах, потому что в те давние времена горы были покрыты густыми лесами, а в лесах водилось всякое зверьё...
26 04 2022 8:39:38
Группа «Несогласие» в рубрике «пять альбомов, которые на меня повлияли»...
25 04 2022 17:38:31
Автором идеи является маэстро Юрий Башмет...
22 04 2022 18:56:35
, Новый Орлеан, штат Луизиана, США Умер: 6 июля, 1971 г...
14 04 2022 4:56:16
«Луни Ана» — сольный проект молодой дeвyшки Ани, которая пишет нежные, интровертные песни о любви и тех мелочах, в воспоминания о которых уютно кутаешься холодными вечерами. Недавно она представила свой дебютный альбом «Витражи», который стал поводом для разговора о вдохновении, развитии и первом успехе....
13 04 2022 13:30:43
В Москве и Санкт-Петербурге с 26 мая по 5 июня пройдет седьмой Beat Film Festival — фестиваль нового документального кино о музыке и современной культуре...
12 04 2022 4:41:23
На протяжении многих столетий музыкальное искусство развивалось на ладовой основе...
09 04 2022 22:43:48
Для многих очевидно, что сейчас музыкальная индустрия находится на подъеме, и мы наблюдаем бум популярности самобытной независимой музыки, но для других термин «новая русская волна» продолжает быть выдумкой промоутеров. Мы подготовили материал-опрос, в котором собрали мнения деятелей индустрии о положении дел на отечественной сцене: волна идет, или это лишь фикция?...
08 04 2022 17:38:38
Они посетили восхитительные рестораны и ходили по магазинам, как любая обычная пара...
07 04 2022 11:11:21
Сегодня таким шаманом является никто иной, как диджей...
02 04 2022 11:56:27
Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 :: Музыка -12 ::