Не учите малыша читать по буквам! > Музыка и мышление
Гитара и контрабас    

Не учите малыша читать по буквам!

Не учите малыша читать по буквам!

Продолжаем публикацию материалов сайта «Музыка интеллекта» Статья посвящена обучения чтению.

«Исследования речевой и графической психомоторики вскрыли, что традиционный вербально-фонетический принцип обучения чтению расчлeняет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные фонематические «элементики».
Установлено, что такая методика не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Более того, вскрыто, что фонемно-элементный принцип обучения чтению (то есть буква — звук — слог — слово) изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Именно она – один из факторов формирования напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. А речемоторная напряженность сама по себе уже создает ситуацию истощения нервно-энергетического потенциала, ситуацию ранних психических и телесно-моторных нарушений.
Вот почему многие специалисты настойчиво рекомендуют повсеместно отказаться от вербально-фонемного принципа овладения чтением как технологии, закрепощающей ребенка и негативно отражающейся на его психомоторном развитии и здоровье».
В.Ф.Базарный, руководитель научно-внедренческой лаборатории
физиолого-здравоохранительных проблем образования, доктор мед. наук.

Маленьких детей нужно учить читать только ГЛОБАЛЬНЫМ СПОСОБОМ, т.е. целыми словами. Авторами этого метода (который в качестве научной концепции родился примерно в 50-годы XX века и сегодня уже претерпел массу изменений и усовершенствований) можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Несмотря на то, что они работали, не подозревая о существовании друг друга, они оба пришли к следующим выводам:
1. маленький ребенок может легко научиться читать, считать, играть на скрипке, говорить на иностранных языках и пр. и пр. и пр., если ему предоставить такую возможность;
2.обучение маленького ребенка должно иметь глобальный хаpaктер.
Суть глобального метода состоит в том, что маленький ребенок в естественных условиях воспринимает информацию одновременно в нескольких модальностях (зрительно, на слух, тактильно), что помогает формировать мозгу соответствующие нейронные механизмы. Глобальность означает также некую интегративность, т.е. обучение «целиковое», а не по отдельным частям и алгоритмам. Собственно, глобальное обучение в любом случае имеет место, если ребенку в семье уделяется достаточно внимания.
Обучение чтению глобальным способом означает организацию процесса таким образом, что на протяжении длительного времени ребенок регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения…и в результате полученной и обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Точно также, как «технология говорения».

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫМ СПОСОБОМ ребенок умеет:
— читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитанного,
— читать целое слово,
— он может прочитывать совсем уж сложные и незнакомые слова по слогам или складам,
— он распознает отдельные буквы (а также определяет какие звуки они обозначают в данной ситуации).
Просто обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме – примерно по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания и пр. – это естественный процесс, мы просто с ним разговариваем и создаем для него условия, в которых он воспринимает правильную устную речь – воспринимает глобально. Он просто элементарно впитывает и запоминает возможности использования родного языка — слов и их сочетаний, без всякой опоры на правила. Мы даже наоборот всячески поощряем его (ребенка) словотворчество и «умные ошибки», которые начинают возникать именно тогда, когда мозг накопил определенное количество речевой информации и начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение (в глобальном методе) письменному языку — чтению, печатанию, а впоследствии письму.

Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении (признаки дислексии). При дислексии наблюдаются следующие специфические ошибки:
— Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).
— Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, «бухштабируются», нанизываются одна на другую. Например, РАМА — Р,А,М,А.
— Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.
— Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса чтения.
— Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.
Здесь важно отметить тот факт, что существование ошибок чтения у детей еще не доказывает наличия дислексии. Аналогичные ошибки могут встречаться и у ребенка не страдающего дислексией. В этом случае, ошибки будут иметь случайный хаpaктер и причиной таковых будет являться невнимательность, недостаточность процессов контроля при чтении вследствие утомления ребенка.
Ошибки чтения могут возникать у всех детей, начинающих читать, но только не у детей, которые учатся читать глобально. Все перечисленные выше ошибки НЕВОЗМОЖНЫ, ЕСЛИ ВЫ УЧИТЕ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ГЛОБАЛЬНЫМ МЕТОДОМ. Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями), что также способствует устранению признаков дислексии.

Какие процессы в мозге происходят при обучении ребенка глобальными способами? Сначала ребенок накапливает определенную информацию, запоминая зрительно графические объекты (слова) с определенным ПОНЯТНЫМ смыслом. А затем вступают в работу следующие механизмы: анализ, сопоставление, синтез. Ребенок начинает понимать, что все слова состоят их схожих элементов, наблюдает и делает выводы — самостоятельно: вот в слове «мама» есть «ма» и в слове «машина» есть «ма», и в слове «панама», и в слове «карман»… а в слове «молоко» — нечто среднее между «ма» и «мо», а написано «мо»… Вот это и есть открытие! А обучая звуко-буквенным способом (мало того, что он совершенно не физиологичен для маленьких детей) — мы наоборот убиваем у ребенка всякое творчество, как бы не доверяем ему, навязываем готовую технологию, формулу.
К тому же, представьте, сколько операций должен произвести ребенок, читая по буквам! Вот послушайте грамотное объяснение учителя (звуко-буквенный способ): …вот буква «эм», она обозначает два звука [м] и [м»], а вот буква «а», которая обозначает звук [а], буковки мы видим и пишем, а вот звуки мы произносим и слышим. Если мы соединим звук [м] и звук [а], то получится «ма». Вот мы и прочитали слог «ма»… (к концу объяснения дети уже спят).
Ну и что? Какой в этом «ма» смысл? А сколько времени потрачено на ненужные объяснения? А ведь ребенок, как правило, сразу задает «каверзные» вопросы: «а где бывает звук [м»]?», «а если мы его соединим с «я»?» и пр. А почему тогда получается «мя», а не «мья»?
К слову сказать, даже в традиционном школьном обучении опытные учителя обязательно — сознательно или интуитивно — используют в своей работе «глобальные приемы» обучения. Вспомните «чтение по цепочке», при котором дети читают по очереди, и при этом каждый должен внимательно следить за текстом. Это самое что ни на есть одновременное восприятие текста зрительно и на слух.
Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово и при этом не забыть то, с чего слово начиналось, а потом еще слова соединить, чтобы получилось какое-то предложение, и возможно, после всего этого, когда мы вспомним что было вначале — узнаем смысл написанного.
В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще! Мы же читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов (как примеры решаем), а чтобы понять «о чем тут написано?»
Особенно страдает грамотность. Не секрет, что грамотно пишут те люди, которые много читают. Это легко объяснимо — читая, мы воспринимаем слово ЦЕЛИКОМ и зрительно запоминаем его написание. До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов!) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст — и вы в этом убедитесь!

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР:

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

(Улыбаетесь?)

Мы с вами можем свободно читать такие тексты — только потому, что в нашем мозге хранится бесчисленное количество графических словесных объектов — образцов — с которыми наш мозг сопоставляет и до которых, если надо, достраивает образ читаемых слов, РУКОВОДСТВУЯСЬ СМЫСЛОВЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. Мы читаем для того, чтобы понять значение написанного, и поэтому сразу же пытаемся исправить видимые ошибки, достроить образ до правильного — того, который имеет смысл!
Детский же мозг тем и отличается от взрослого, что находится в стадии формирования, ведущим полушарием у ребенка является правое — «образное» — полушарие. Ценность глобального способа для детей и заключается в том, что позволяет обучать ребенка от общего к частному, учитывать свойственную ему «правополушарность». Нет никакого смысла доводить ребенка окольными путями к глобальному чтению, когда можно сразу давать ему возможность видеть целое слово, и даже предложение. А до технологии он обязательно сам додумается. Вот это и есть развивающее обучение. Это и есть открытие.

ИТАК, РАССКАЗЫВАЮ, КАК ДЕЛАТЬ КАРТОЧКИ И КАК ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!

Первые карточки должны быть большие — как показано на рис.1 — шрифт высотой 10см, красного цвета. Карточки делаются из белой плотной бумаги. На следующих этапах или для детей старше 1 года можно использовать более мелкий шрифт — как показано на рис.2.
Конечно, сейчас продаются карточки готовые, и, если у вас совершенно нет времени на их изготовление, то можно и купить. Но все же лично я покупным карточкам не очень-то им доверяю. Еще пять лет назад эти карточки «продажные» были неправильные — бумага тонкая, держать неудобно, лист просвечивается, шрифт какой-то тусклый… Не знаю, может, сейчас сделали хорошие… И все же — лучше делать самим — ведь тогда вы будете читать с малышом именно те слова, которые ЕМУ интересны, которые вы придумали ДЛЯ НЕГО, а не те, которые типография придумала. К тому же ваши карточки будут наполнены любовью к ребенку, да и такое огромное количество слов, как предлагают в готовых наборах, вам, скорее всего, и не понадобится.
Очень хорошо, если вы сами разработаете наиболее удобную для вас и вашего малыша систему занятий. В качестве примера предлагаю вам такую последовательность:
1 этап. Чтение знакомых и родных слов — существительные (типа мама, папа,баба, деда, братик,тетя, дядя, имя самого ребенка должно быть обязательно,имена родителей, сестер, братьев, друзей, кошек, собак, которые в доме живут и т.д.) мяч, Мишка (любимые игрушки), предметы, которые окружают дома (стол, стул, пианино, телевизор и т.д., одежда и другое — сами придумаете.
Затем глаголы в неопределенной форме: читать, играть, есть, пить, спать,гулять, одевать и т.д.
Затем прилагательные: сначала цвета: красный, зеленый, синий (кстати, отлично помогает заодно и цвета запомнить, если, разумеется, иллюстрировать слова соответствующим цветом).
Тут незаметно начинается 2 этап: чтение словосочетаний: красное яблоко, зеленая шапка. Сначала словосочетания с названиями цветов (естественно, словосочетания составляются из уже знакомых слов или хотя бы одно слово должно быть знакомым). Потом проходятся опять прилагательные — противоположности — типа — мягкий-твердый, холодный-горячий и т.д. Затем словосочетания с этими прилагательными: «холодная вода» — хорошо составлять так, чтобы одно слово было знакомое, а второе — новое. Словосочетания из двух существительных — типа — шум ветра…
3 этап: короткие предложения. Я ем. Я играю. Мама читает. Папа спит.
Далее делаем книжки. Разворот — на одной стороне картинка, на другой — короткое предложение. Или раздpaконивала магазинные книжки и заклеивала типографский текст своим собственным — укороченным по смыслу и более крупным по размеру шрифта. Потом предложения удлинняются… Как правило, к этому времени, ребенок уже начинает вполне осмысленно читать и незнакомые слова и любой шрифт.
Короче, тут каких-то строгих рекомендаций быть не может. Фантазия приходит во время еды…

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА:
1. Никогда не проверять ребенка, не экзаменовать! Этого никто не любит, а дети — тем более. Надо подходить к делу с понтом, что он все запомнил. Помните, знания эти накопительного хаpaктера. Он обязательно сам выдаст свои познания — надо только подождать. А потом и надоест вам своими «Мам, давай уроки, давай уроки!» Не нацеливайтесь на результат «любой ценой». Ждите, когда ребенок сам проявит желание поведать свои мысли. Не экзаменуйте!
2. Обязательно надо заканчивать занятие ДО ТОГО, как ребенку все надоело.
3. Хвалить, хвалить, хвалить! После занятия обнимите его, поцелуйте, порадуйтесь, какой он умница… Постарайтесь и сами получать удовольствие от процесса. Не занимайтесь в плохом настроении.

КАК ПРОИСХОДИТ ЗАНЯТИЕ.
«Знакомым» слово считается, если Вы показали его ребенку 15-17 раз — то есть три показа в день по 15 слов (15секунд! — одно занятие) 5 дней. Или, если один показ в день, то соответственно 15 дней.
Начинаете показывать в первый день — одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15, останавливаетесь. Затем — самое старое слово — убираете, одно новое добавляете, все карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом.
Берете стопочку из 15 карточек (вначале может быть меньше — я писала выше), ребеночка сажаете перед собой на некотором расстоянии и бодро так и весело показываете карточку и говорите то, что на ней написано — только одно слово без комментариев. И так все карточки — показали и произнесли (можно карточки на обратной стороне подписывать, чтобы не заглядывать на лицевую сторону). Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т.е. не [молоко], а [малако]. После всего этого 15-ти секундного действия вы опять же весело и радостно целуете свое любимое чадо и с полной уверенностью, что он все запомнил, хвалите его: «Ай да умница!»
Очень многим родителям неймется побыстрее узнать, что же малыш запомнил, научился ли чему-нибудь, так и подмывает проверить его результаты. Но проверять ребенка можно только тогда, когда уже вы точно будете уверены, что он ЗНАЕТ. Я это называю СИТУАЦИЯ УСПЕХА. Экзаменовать ребенка и предлагать любые «выступления перед публикой» можно только в том случае, когда и вы, и он сам абсолютно уверены в успехе. Поэтому лучше дождаться, когда он сам что-нибудь выдаст — тут уж вы его нахвалите и сами убедитесь в его знаниях.

САМОЕ ГЛАВНОЕ!
Это не должно становится самоцелью — чтобы ребенок в 2 или 3 года читал! В общем-то, двухлетнему ребенку совершенно незачем уметь читать. У нас с вами другие задачи. Занимаясь, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, тренируем соответствующие отделы памяти, стимулируем формирование мозговых структур и межнейронных соединений, активизируем работу мозга, опираясь на стимуляцию правого (ведущего в этом возрасте!) полушария.
Как говорила известнейший нейропсихолог Мерили Зденек: «Обучая левое полушарие,- мы обучаем левое полушарие. Обучая правое полушарие — мы обучаем весь мозг!» Об этом надо помнить. А результат обязательно проявится, будьте уверены.
Обязательно надо давать слов 10-15 (не меньше 10!), иначе ребенку просто станет скучно. У некоторых детей вовсе может пропасть интерес из-за этого, поэтому будьте бдительны. Нам-взрослым всё кажется, что это так трудно — зрительно запомнить длинное слово! Не надо пытаться примерить этот способ запоминания на себя и не бойтесь длинных слов. Показывать карточки надо быстро и не обязательно ребенка заставлять смотреть — никуда не денется, ваши действия все равно привлекут его внимание. Повторять слово ребенок может, если сам захочет, требовать этого от него не нужно. Самых больших карточек (шрифт высотой 10см) у меня было 60 штук.

ТЕМЫ:
1. «семья» (мама,папа, баба, деда, тётя (обязательно пишите Ё, а не Е), дядя, братик и так далее…
2. части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т.д.)
3. игрушечные звери (которые у вас есть — то есть ребенок их знает: зайка, киса, слоник, петушок, ослик, хрюша (именно такие «игрушечные» названия,ну, то есть как вы их называете, когда играете); можно заодно написать и слова, обозначающие «кто как говорит» — «хрю-хрю», «га-га-га», «мяу» — и т.д. — особенно, если ребенок уже учится говорить.
4. любимые игрушки (баpaбан, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т.д.)
5. что окружает в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор, телефон, картина и т.д.)
6. любимая (ну, если не любимая, то знакомая) еда: молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, йогурт, мясо, вода и т.д.
7. знакомые действия (глаголы в неопределенной форме): спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить.

Соответственно, планируем:
день 1-ый — первый показ — одно слово мама, 2-ой — два слова: мама, папа, з-й показ: три слова — мама, папа, баба,
2-й день — четыре слова: мама, папа, баба, деда, 2 показ- мама, папа, баба, деда, брат. и т.д. до 15 слов.
С 16 слова — первое слово «мама» убираем. Для того, чтобы было понятно, какое слово надо убирать — я на обратной стороне добавляемой карточки писала число — когда она «пришла», чтобы не перепутать, какая именно карточка должна сегодня «уйти». А можно просто написать заранее список слов по порядку, как вы их будете показывать. И тогда просто зачеркивать слова — каждый день по три слова или по одному слову — в зависимости от режима, который вы выбрали.
Можно установить и другой режим показа, например, один раз в день по 10 слов или по 15, как вы решите лучше для вашего ребенка. Таким образом, получится, что большие слова вы будете проходить месяца два с небольшим (наверняка же будут дни, когда вы будете пропускать занятия).

ЧТО ТАКОЕ «АКТИВНЫЕ» КАРТОЧКИ?
Это слова, которые пишутся на маленьких полосочках плотной белой бумаги (приблизительно 12см на 5см ) черным маркером и обязательно печатными буквами, желательно ОТ РУКИ. «Активными» я их назвала по двум причинам: во-первых, с ними можно играть и производить активные действия, а не только смотреть и слушать, как это было с большими карточками; во-вторых, слова, которые пишутся на этих карточках являются наиболее актуальными для ребенка на данный период времени, когда происходит перевод слова из пассивного в активный словарь. Итак, «активные» слова — это слова, которые только-только появляются в лексиконе ребенка (когда он начинает говорить) или те слова, которые в настоящий момент вызывают у него повышенный интерес, новые слова, которые он начинает употрeбллять в речи. Можно писать и всякие мелкие слова — междометия, местоимения («я», «ты», «ура», «ой»), даже предлоги некоторым нравятся.
Активные карточки можно давать ребенку в руки, можно с ними играть как угодно, и в первую очередь — в различные сюжетные игры: магазин, автоперевозки, ресторан, обед, и т.д. Например, пришли мы в ресторан, подзываем официанта (какого-нибудь Мишку), и делаем ему заказ. Мишка уходит, возвращается с подносом, а на подносе у него разная вкуснятина (активные карточки) — «мороженое», «пирожное», «конфета», «сок», «торт», «чай», опять «конфета» и т.д. Читаем, играем.
Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно прикреплять в каждой игрушке ее имя. Можно зверей «кормить» — раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему «кто что ест». Можно разыскивать мам для потерявшихся деток (карточки «щенок» — к собаке, «телёнок» — к корове и т.п.) Можно перевозить «мебель» (карточки слов) на машинах. Можно играть в магазин — используем слова в качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой занимаемся. Давай дадим «конфету» Мишке — положили карточку Мишке, вот у Мишки «конфета» — акцентируем внимание на каждом слове несколько раз. А «котик» поедет на машине кататься — кладем карточку «котик» на машину, чтобы слово видно было и еще раз говорим: «КОТИК» поехал на машине и т.п.) И так далее до бесконечности. Вы сами придумаете множество вариантов разнообразных игр.
К слову сказать, многие психологи утверждают, что современные дети совсем не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, что негативным образом отражается на развитии личности и всего поколения. Так что мы с вами заодно и эту проблему заранее решаем. Вместе с навыками сюжетно-ролевой игры развиваются и символьное мышление, и воображение.
Должен ли ребенок повторять слова? Совсем не обязательно. Он это может делать, если у него возникает такое желание, но если он молчит, то это не означает, что слов он не запомнил. Более того, даже если он действительно не запомнил какие-то слова — это не суть важно — важен сам процесс.
Замечу, что большие красные карточки — это тоже вещь нужная, просто в данном случае результат несколько «не ясен», но большие карточки имеют свою функцию — накопительную, это «фотоснимки», которые отображаются в мозге. А активные карточки помогут вам быстрее увидеть результат и самим испытать положительные эмоции. Кроме того, по свидетельствам многих моих знакомых мам, очень часто именно в результате работы с активными карточками дети-молчуны начинают РАЗГОВАРИВАТЬ! На активных карточках можно писать и всякие мелкие слова — междометия, местоимения («я», «ты», «ура», «ой»), даже предлоги некоторым нравятся. Активные карточки можно заводить параллельно с красными, и с глаголами и прилагательными, и словосочетаниями… А потом пойдут маленькие книжечки (на одной странице — слово, на следующей — картинка… см.рис.3). С этими карточками дети любят играть в «Угадайку». Раскладываете карточки той стороной, на которой написано слово. Сначала прочитываете сами все слова, желательно несколько раз «под разным соусом». Затем карточки перекладываем в другом порядке. Ребенок угадывает, где какое слово написано. Называет слово — переворачиваем карточку. Если картинка совпала с названным словом — все в порядке. Если нет — переворачиваем опять той стороной, где слово. Опять взрослый несколько раз прочитывает осташиеся слова. И так до тех пор, пока все карточки не будут перевернуты. Можете придумать свой вариант такой игры. Главное — чтобы ребенок несколько раз сфокусировал внимание на написанном слове, услышал его и научился отгадывать по каким-то деталям. При угадывании, лучше не спрашивать уребенка «Что тут написано?», а просить показать слово: «Как ты думаешь, где написано «мишка»?, покажи».
Большие книжки делают так: берете большие листы для черчения (формат А3) складываете пополам, сшиваете или скрепляете в виде книжки (см.рис.4). Все это хозяйство разукрашиваем, наклеиваем картинку на страницу — снизу предложение короткое (отпечатано на принтере крупным шрифтом и приклеено). Например: Художник рисует. Деток постарше можно приобщать к созданию таких книжек. И замечательное совместное творческое занятие с ребенком — тут вам и рисование, и работа с ножницами, бумагой и клеем, и аппликация, и печатание, еще и чтение. Такая книжка точно будет любимая. Можно делать такие тематические книжки: Профессии (будут простые глагольные предложения), Цвета, Противоположности (будут предложения с прилагательными), Вежливые слова (в разделе «Обучающие презентации» можно скачать подобную книжку «Волшебные слова») и т.п. Я уж не говорю о книжках «Про себя-любимого» с фотографиями ребенка и всей семьи.
Более продвинутый вариант — переделывание магазинных книжек — см.рис.5. Укорачиваете текст книжки, желательно при этом сохранить художественность и стиль произведения, отпечатываете крупным шрифтом на принтере и заклеиваете книжный текст своим собственным. Если не хватает места, можно сделать дополнительные страницы. Удачи вам в обучении своих малышей!
автор статьи Алиса Самбурская




3 Doors Down биография

3 Doors Down биография3 Doors Down биография - музыкальная энциклопедия...

17 01 2022 10:55:20

Association биография

Association биография Association биография - музыкальная энциклопедия...

16 01 2022 13:15:33

Brian Setzer биография

Brian Setzer биография Brian Setzer биография - музыкальная энциклопедия...

15 01 2022 4:23:51

Путешествуя вместе с Чайковским

Путешествуя вместе с Чайковским  Безусловно, туристическая программа с посещением достопримечательностей города, разработанная для взрослых не под силу маленькому ребенку...

14 01 2022 6:55:42

Channel Zero биография

Channel Zero биография Channel Zero биография - музыкальная энциклопедия...

13 01 2022 4:47:34

Evergrey биография

Evergrey биографияEvergrey биография - музыкальная энциклопедия...

12 01 2022 13:11:56

Изобретение и история фортепиано - о музыкальных инструментах - Каталог музыкальных статей

Изобретение и история фортепиано - о музыкальных инструментах  - Каталог музыкальных статей Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно...

11 01 2022 8:45:21

Ильченко Юрий биография

Ильченко Юрий биография Ильченко Юрий биография - музыкальная энциклопедия...

10 01 2022 19:11:27

Megadeth биография

Megadeth биография Megadeth биография - музыкальная энциклопедия...

09 01 2022 20:18:28

Эволюция, развитие синтезатора - Электромузыкальные инструменты - музыкальные инструменты - Каталог музыкальных статей

Эволюция, развитие синтезатора - Электромузыкальные инструменты - музыкальные инструменты - Каталог музыкальных статей Требуемое звучание достигается за счет изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же путём настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах)...

08 01 2022 16:59:41

Типы певческих голосов - музыкальное искусство - Каталог музыкальных статей

Типы певческих голосов - музыкальное искусство  - Каталог музыкальных статей Сегодня мы попробуем разобраться в этой важной и актуальной теме и научимся правильно определять свой тип голоса...

07 01 2022 3:33:39

Nocturnus биография

Nocturnus биография Nocturnus биография - музыкальная энциклопедия...

06 01 2022 11:15:10

Bloodbound биография

Bloodbound биография Bloodbound биография - музыкальная энциклопедия...

05 01 2022 12:58:58

Týr биография

Týr биография Týr биография - музыкальная энциклопедия...

04 01 2022 23:13:51

10000 Maniacs биография

10000 Maniacs биография10000 Maniacs биография - музыкальная энциклопедия...

03 01 2022 18:59:44

Stone Roses биография

Stone Roses биографияStone Roses биография - музыкальная энциклопедия...

02 01 2022 6:47:27

След биография

След биография След биография - музыкальная энциклопедия...

01 01 2022 11:15:56

Dark Suns биография

Dark Suns биографияDark Suns биография - музыкальная энциклопедия...

31 12 2021 21:39:58

Cutting Crew биография

Cutting Crew биография Cutting Crew биография - музыкальная энциклопедия...

30 12 2021 8:34:56

Angel Corpse биография

Angel Corpse биография Angel Corpse биография - музыкальная энциклопедия...

29 12 2021 22:25:58

EZO биография

EZO биография EZO биография - музыкальная энциклопедия...

28 12 2021 20:49:16

H. P. Lovecraft биография

H. P. Lovecraft биографияH. P. Lovecraft биография - музыкальная энциклопедия...

27 12 2021 5:54:18

Hydra Vein биография

Hydra Vein биография Hydra Vein биография - музыкальная энциклопедия...

26 12 2021 10:24:54

Трубный Зов биография

Трубный Зов биография Трубный Зов биография - музыкальная энциклопедия...

25 12 2021 19:18:36

Paradox биография

Paradox биография Paradox биография - музыкальная энциклопедия...

24 12 2021 21:10:41

Crimson Moonlight биография

Crimson Moonlight биографияCrimson Moonlight биография - музыкальная энциклопедия...

23 12 2021 9:45:36

Северные Врата биография

Северные Врата биография Северные Врата биография - музыкальная энциклопедия...

21 12 2021 6:57:54

Apocalyptica биография

Apocalyptica биография Apocalyptica биография - музыкальная энциклопедия...

20 12 2021 4:46:37

20 моментов с EXO, которые заставят вас сказать: «Почему они такие?»

20 моментов с EXO, которые заставят вас сказать: «Почему они такие?»  1. Когда Сехун боялся детеныша оленя...

19 12 2021 15:25:22

White Skull биография

White Skull биография - музыкальная энциклопедия...

18 12 2021 13:25:36

Распевка - музыкальные упражнения - Каталог музыкальных статей

Распевка - музыкальные упражнения  - Каталог музыкальных статей Должен признаться, я и сам раньше этого не понимал, поэтому у меня часто страдали связки...

17 12 2021 6:33:28

12 Stones биография

12 Stones биография 12 Stones биография - музыкальная энциклопедия...

16 12 2021 10:13:11

Reggae

Reggae Reggae — ямайская популярная музыка, появившаяся в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х. Название иногда употрeбляется для наименования всей ямайской музыки. Тесно связана с другими ямайскими жанрами — рокстэди, ска и др....

15 12 2021 8:58:31

Новое место - «ДК Делай Культуру»

Новое место - «ДК Делай Культуру»  8 сентября на Милютинском переулке состоится открытие нового бара «ДК Делай Культуру» — независимого культурного прострaнcтва под руководством Марийки Семененко и Даши Федотовой. Мы решили узнать, каким будет новое место и что в нем будет происходить. Марийка: Мы открываемся в третий раз. Первый ДК назывался ДК «Делай Сам/а» и располагался на Правде с 2016 по …...

14 12 2021 11:52:59

Наследники биография

Наследники биография Наследники биография - музыкальная энциклопедия...

13 12 2021 3:43:12

Vanden Plas биография

Vanden Plas биографияVanden Plas биография - музыкальная энциклопедия...

12 12 2021 19:42:15

Corrosion Of Conformity биография

Corrosion Of Conformity биография - музыкальная энциклопедия...

11 12 2021 13:39:34

Дай Пистолет! биография

Дай Пистолет! биография Дай Пистолет! биография - музыкальная энциклопедия...

10 12 2021 20:28:40

Музыкальная подготовка детей

 Музыкальная подготовка детей Не подлежит сомнению, что музыкальная подготовка детей должна начинаться с самого раннего детства и, чем раньше, тем продуктивнее будет результат...

09 12 2021 9:58:30

Антонио Вивальди

 Антонио Вивальди Хотя он стал священником в 1703 году, согласно его собственному отзыву, в течение года после того, как он был назначен священником, Вивальди больше не желал служить мессу из-за физических жалоб (\"плотность в груди\"), указывая на стенокардию, астматический бронхит, или нервное расстройство...

08 12 2021 22:52:29

Итоги 2017: Песни года

Итоги 2017: Песни года  В этом году мы прослушали тысячи песен, и отобрали те из них, которые полюбились больше всего....

07 12 2021 7:16:36

Gwar биография

Gwar биография Gwar биография - музыкальная энциклопедия...

06 12 2021 11:33:10

Mostly Autumn биография

Mostly Autumn биография Mostly Autumn биография - музыкальная энциклопедия...

05 12 2021 12:26:37

Владимир Путин посетил открытие фестиваля Башмета - 18 Февраля 2017

Владимир Путин посетил открытие фестиваля Башмета - 18 Февраля 2017 Сейчас же, спустя год, этот удивительный моноспектакль под музыку молодого композитора Кузьмы Бодрова встал в репертуар московского театра « Современник» и вполне вписывается в заявленный юбилейным фестивалем слоган « Лучшее за 10 лет»...

04 12 2021 7:21:44

Bleed The Sky биография

Bleed The Sky биографияBleed The Sky биография - музыкальная энциклопедия...

03 12 2021 11:13:15

Ляпин Александр биография

Ляпин Александр биография Ляпин Александр биография - музыкальная энциклопедия...

02 12 2021 2:15:27

ЭСТ биография

ЭСТ биография ЭСТ биография - музыкальная энциклопедия...

01 12 2021 1:35:48

Энгармонизм тональностей

 Энгармонизм тональностей Энгармонически равными являются тональности, имеющие одинаковое ладовое наклонение и расположенные на одной и той же высоте, но тоники которых (а следовательно, и все остальные звуки при полном сохранении их ступеневого значения и соответствующих обозначений) называются по-разному...

30 11 2021 4:47:46

Cryhavoc биография

Cryhavoc биография Cryhavoc биография - музыкальная энциклопедия...

29 11 2021 11:13:47

Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 :: Музыка -12 ::