Музыкальные термины на букву Б - рус

Багатель — название небольшой пьесы, обычно неглубокой по содержанию и нетрудной для исполнения.
Балабан — узбекский, азербайджанский народный духовой инструмент с одинарным язычком. Встречается и у других народов.
Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый инструмент с ладами, отличающийся треугольным корпусом. На балалайке играют бряцаньем (ударом указательного пальца по струнам) сверху вниз (обозначается знаком ˅) и снизу вверх (обозначается знаком ˄); щипком (пиццикато), двойным щипком (чередованием щипков большим пальцем вниз и указательным вверх); дробью (быстрым чередованием ударов несколькими пальцами): малой — четырьмя пальцами или большой — пятью пальцами; срывом (щипком левой руки, обозначаемым крестиком); вибрато (колебание ладони, прижатой к подставке, сразу после извлечения звука щипком), применяемым при игре на первой струне, а также тремоло (быстрым чередованием ударов вниз и вверх без изменения высоты звука). Балалайка произошла от домры и известна с начала 18 века. В конце 19 века В. В. Андреев значительно усовершенствовал балалайку, а также построил её разновидности различных размеров, создав семейство балалаек как основу для образования из них оркестра и всевозможных ансамблей. В настоящее время применяются следующие разновидности балалайки:
1) Балалайка-прима, инструмент-тип, основной представитель семейства балалаек, усовершенствованный В. В. Андреевым; строй струн ми, ми, ля первой октавы; объём — ми первой октавы — ля третьей октавы; ноты пишутся в скрипичном ключе. Техника игры на балалайке-приме разработана больше, чем на других русских народных инструментах, и содержит много виртуозных приёмов; балалайка-прима применяется как солирующий, ансамблевый и оркестровый инструмент.
2) Балалайка-секунда — по существу, альтовая разновидность балалайки; строй струн ля, ля малой октавы, ре первой октавы; объём — ля малой октавы — ля второй октавы; ноты пишутся в скрипичном ключе соответственно действительному звучанию.
3) Балалайка-альт — по существу, теноровая разновидность балалайки, звучащая на октаву ниже инструмента-типа; строй струн ми, ми, ля малой октавы; объём — ми малой октавы — ре второй октавы; ноты пишутся в скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания; балалайка-альт используется преимущественно в её низком регистре.
4) Балалайка-бас — строй струн ми, ля большой октавы, ре малой октавы; объём — от ми большой октавы до соль первой октавы; ноты пишутся в басовом ключе; на балалайке-басе играют обычно кожаным медиатором.
5) Балалайка-контpaбас — самая низкая разновидность балалайки; строй струн ми, ля контроктавы, ре большой октавы; объём от ми контроктавы до соль малой октавы; ноты пишутся в басовом ключе на октаву выше действительного звучания; играют на балалайке-контpaбасе кожаным медиатором.
Балет — театральное представление, содержание которого воплощено в танцах и пластических движениях, сопровождаемых оркестровой музыкой. Музыка балета может иметь самостоятельное художественное значение и исполняться на концертной эстраде.
Баллада — первоначально двух- или трёхголосная песня, сопровождавшая танец. Со временем балладный жанр изменился, превратился в сюжетное произведение, насыщенное драматическими эпизодами, с трагической развязкой, содержащее фантастические эпизоды.
БанДypa — украинский народный струнный щипковый инструмент; отличается овальным корпусом и коротким грифом. Струны частью натягиваются над грифом (бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (приструнки, более короткие, высоко звучащие). Строй смешанный, обычно в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, также — хроматический. Играют, перебирая струны пальцами с надетыми спец. напёрстками или без них.
Баpaбан — название ряда ударных инструментов:
1) малый баpaбан — небольшой ударный инструмент, издающий звуки неопределённой высоты высокого регистра; металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами, около одной из которых натянуты струны, придающие звуку дребезжащий оттенок; звуки извлекаются двумя деревянными палочками; игра на малом баpaбане сводится к трём приёмам: простой удар, двойной и дробь; соединение их позволяет достигать исключительной ритмической чёткости и разнообразия при острой и резкой звучности; партия малого баpaбана раньше писалась в скрипичном ключе на условной ноте, теперь пишется на нитке, с указанием только ритма и помещается в симфонической партитуре ниже партии бубна, выше партии тарелок;
2) большой баpaбан — крупный ударный инструмент, издающий звуки неопределённой высоты низкого регистра; широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами; часто применяется большой баpaбан в виде узкого обода, затянутого кожей с одной стороны; звук извлекается ударом колотушки (деревянной палочки, конец которой обтянут войлоком) и может быть доведён до очень большой силы; партия большого баpaбана помещается в симфонической партитуре ниже партии тарелок, выше партии там-тама.
Баритон
1. Мужской голос среднего между басом и тенором регистра; употребительный объём — от ля или си-бемоля большой октавы до соль или ля-бемоля первой октавы; ноты пишутся в басовом ключе.
2. Медный широкомензурный духовой инструмент овальной формы; объём действительного звучания — от ми большой октавы до си-бемоля первой октавы или до второй октавы с возможным ещё, но более слабым звуком си-бемоль контроктавы. Звучит в строе Си-бемоль (in B); ноты пишутся в скрипичном ключе на большую нону выше действительного звучания. Применяется в духовом оркестре как низкий солирующий и аккомпанирующий инструмент.
3. Разновидность виолы с резонансными струнами.
Баркарола — песнь рыбака, лодочника, гребца; род музыки, особенно распространённый в Венеции. Название вокальных и инструментальных пьес певучего хаpaктера; тактовый размер обычно 6/8 с типичным ритмом аккомпанемента, подражающим мерному покачиванию лодки или ударам вёсел.
Бас
1. Низкий мужской голос; объём — от фа большой октавы до фа первой октавы, с преобладанием и расширением у отдельных певцов нижней или верхней части этого объёма; ноты пишутся в басовом ключе.
2. Применяемый в духовых оркестрах медный широкомензурный духовой инструмент in B или in Es, по регистру приблизительно соответствующий тубе. Ноты пишутся в басовом ключе соответственно звучанию.
3. Самый низкий звук аккорда.
4. Самый низкий голос в музыке многоголосного склада.
Бас-кларнет — разновидность кларнета, впервые применённая во второй четверти 19 века в опере, впоследствии постепенно вошедшая также в симфоническую музыку. Инструмент такого же устройства, как и сопрановый кларнет, но бóльших размеров и несколько иной формы; заканчивается широким загнутым вверх металлическим раструбом; мундштук прикреплён к изогнутой трубке в виде лат. буквы S, соединяющей его с основной частью корпуса. Бас-кларнет принадлежит к трaнcпонирующим инструментам и применяется обычно в строе Си-бемоль (in B). Объём — от си-бемоля контроктавы до ре второй октавы и выше; ноты пишутся в скрипичном ключе на большую нону выше действительного звучания или в басовом ключе на большую секунду выше действительного звучания. Тембр густой, несколько мрачный; на пpaктике используется преимущественно низкий регистр. В симфонической партитуре партия бас-кларнета пишется под партиями кларнетов.
Басовая труба — редкая разновидность трубы; применяется в строе Си-бемоль (in B); звучит на большую нону ниже, чем написана её партия; объём по действительному звучанию — фа большой октавы — до второй октавы.
Басовый инструмент — разновидность инструмента, по регистру приблизительно соответствующая низкому мужскому голосу — басу.
Басовый ключ — один из ключей системы Фа (F); обозначает, что нота фа малой октавы находится на четвёртой линейке нотного стана. Начертание басового ключа представляет собой искажённое с течением времени написание латинской буквы F.
Бассетгорн — альтовый кларнет; редко применяемый инструмент.
Бассо континуо — в западноевропейской камерной музыке с конца 16 в. партия клавишного инструмента, написанная в виде басового голоса с цифровыми обозначениями, по которым исполнитель бассо континуо одновременно должен играть и требуемые аккорды.
Бассо остинато — произведение полифонического склада, в котором бас непрерывно повторяет одну тему, в то время как верхние голоса движутся свободно, видоизменяясь, варьируясь и образуя мелодии самостоятельного значения. Бассо остинато представляет, по существу, род полифонических вариаций. Разновидностью бассо остинато является пассакалья.
Баян — русская ручная хроматическая гармоника, получившая широчайшее распространение в России, начиная с 90-х годов 19 в. Назван по имени легендарного древнерусского певца. Клавиши правой клавиатуры баяна извлекают отдельные звуки хроматического звукоряда от си-бемоля большой октавы до до-диеза четвёртой октавы, два ряда клавиш (кнопок) левой клавиатуры — отдельные звуки хроматического звукоряда от соль большой октавы до фа-диеза малой октавы и, наконец, три ряда клавиш (кнопок) левой руки извлекают готовые аккорды — мажорные и минорные трезвучия и доминантсептаккорды, построенные каждый от какого-либо звука хроматического звукоряда. Правая клавиатура служит обычно для исполнения мелодических голосов, а левая — для аккомпанемента. Ноты пишутся на двух нотоносцах, соединённых акколадой, в скрипичном и басовом ключах; аккорды левой руки часто обозначаются буквами Б (большой, мажорный), М (малый, минорный) и цифрой 7 (доминантсептаккорд). В некоторых концертных баянах звукоряд шире, имеется 6-ой ряд кнопок левой клавиатуры для извлечения уменьшённых септаккордов. Разновидность баяна — выборный баян, отличающийся отсутствием готовых аккордов. На выборном баяне левая рука может образовать разнообразные аккорды по усмотрению композитора или исполнителя, что увеличивает возможности этого инструмента по сравнению с готовым баяном, но значительно усложняет технику игры на нём.
Бекар — знак восстановления высоты основной (чистой) ступени; после диеза или дубль-диеза бекар имеет значение понижения на полтона или тон; после бемоля или дубль-бемоля — повышения на полтона или тон.
Бемоль — знак понижения на полутон той ноты, на уровне которой он поставлен; выставляется в ключе или непосредственно перед понижаемой нотой, при прочтении произносится после названия той ноты, к которой относится. При буквенном обозначении ноты слово бемоль заменяется слогом es, прибавляемым к соответствующей букве, за исключением ми-бемоля (пишется es), ля-бемоля (as) и си-бемоля (b).
Бесконечный канон — канон, который можно повторять сколько угодно раз подряд, благодаря тому, что конец его мелодии может переходить в её начало, а также сочетаться с ним в одновременном звучании.
Болеро — испанский народный парный танец, известный с конца 18 в.; темп умеренный, тактовый размер ¾ с возможными переменами; сопровождается ударами кастаньет.
Большие септаккорды — септаккорды, которые содержат в сжатом расположении (т. е. будучи расположены по терциям) большую септиму. К ним относятся: 1) большой увеличенный септаккорд, или просто увеличенный септаккорд (б. септима и увеличенное трезвучие в основании), обозначается Ув7; 2) большой мажорный септаккорд, или мажорный септаккорд, или большой септаккорд (б. септима и большое трезвучие в основании), обозначается Б7; 3) большой минорный септаккорд (б. септима и малое трезвучие в основании), обозначается БМ7. Большие септаккорды звучат резко; из них чаще других встречается большой мажорный септаккорд.
Большое трезвучие — трезвучие, которое содержит в сжатом расположении (т. е. будучи расположено по терциям) большую терцию снизу, малую терцию сверху и чистую квинту между крайними звуками; принадлежит к диатоническим аккордам (т. к. содержит только диатонические интервалы). Обозначается Б или Б53; иначе — мажорное трезвучие.
Большой симфонический оркестр — название одного из наиболее употребительных оркестровых составов, включающего в себя по 2-3 деревянных духовых инструмента (флейты, гобои, кларнеты, фаготы с их разновидностями), 4 валторны, 2-3 трубы, 3 тромбона, тубу, литавры, различные ударные инструменты и смычковый квинтет (14-18 первых скрипок, 12-16 вторых скрипок, 10-14 альтов, 8-12 виолончелей, 6-10 контpaбасов). В отдельных случаях в большой симфонический оркестр вводят дополнительные инструменты, не входящие ни в одну из основных групп (например, арфу, фортепиано и т. д.). Оркестр такого состава получил широкое распространение, начиная примерно со второй четверти 19 в.
Бревис — нота, равная двум целым нотам.
Бриндизи — застольная песня.
Бубен — ударный инструмент неопределённой высоты звука; деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены тонкие металлические пластинки в виде маленьких тарелочек, внутри обруча иногда подвешены маленькие колокольчики или бубенчики. На бубне играют, сотрясая его в воздухе, ударяя по его коже ладонью или вытянутыми пальцами. Партия бубна пишется нотами, указывающими лишь ритм, не на нотном стане, а на нитке, и обычно помещается в партитуре ниже партии треугольника, выше партии малого баpaбана.
Бульба — белорусская народная девичья песня-пляска оживлённого движения, весёлого хаpaктера; тактовый размер двухдольный.
Бурдон — трубка на волынке, издающая непрерывно тянущийся звук неизменяемой высоты.
Бурлеска — музыкальная пьеса шутливого, грубовато-комического хаpaктера.
Бурре — старинный французский народный танец, известный с конца 16 в.; оживлённый темп, размер 4/4, с затактом в одну четверть.
Былина — название древнерусских эпических песен-сказок о героических подвигах богатырей и выдающихся событиях в жизни народа; спокойные, плавные напевы былин обычно подобны распевной речи. Былины часто строились на ритмически свободном повторении одного звука или краткой попевки, представляя собой омузыкаленное повествование народного сказителя.
Вернуться в меню словаря
Дмитрий Степанович Бортнянский - основоположник российской хоровой музыки, талантливый композитор, стоявший у истоков русской музыкальной классики....
23 06 2022 14:21:25
Компания «BAG&music» образована в 2014 году...
22 06 2022 11:40:47
Мы решили узнать, как проходит культурная жизнь в регионах России. Есть ли она вообще, а если есть, то кто эти люди и что ими движет.
И задали несколько вопросов Оксане Бода, организатору фестиваля Сода в Ижевске, который проходит уже в третий раз....
19 06 2022 14:10:26
Продолжение Следует биография - музыкальная энциклопедия...
14 06 2022 6:44:52
Theatres Des Vampires биография - музыкальная энциклопедия...
13 06 2022 19:54:52
Камертон Натуральный звукоряд имеет значение не только для тембра...
11 06 2022 13:56:28
У него было три сына-царевича: первый — Димитрий-царевич, другой — Василий-царевич, а третий — Иван-царевич…
Это перо было так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, то оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч...
07 06 2022 22:57:18
Вы можете себе представить, что электронный инструмент может использоваться как современная лазерная сигнализация? Неким бесконтактным способом охранять государственные музеи и банки? И более того, что именно загадочный Терменвокс, музыкальный прибор, изобретение Льва Термена, служил для этих целей, в начале ХХ века? Можно сказать, что Лев Сергеевич Термен (1896-1993), талантливейший человек, видный ученый физик, на счету которого немало интересных изобретений, также прекрасный музыкант-виолончелист, родился в своё время...
04 06 2022 22:19:45
Санкт-Петерьург биография - музыкальная энциклопедия...
31 05 2022 7:15:35
Музыкальный словарь. Музыкальные термины на букву В: терминология, перевод, значение....
28 05 2022 3:59:46
pastoralis, фр...
21 05 2022 3:57:21
Что связывает эти звезды? Александр Добронравов...
20 05 2022 16:28:31
Обращаясь к аудитории, речь или пение должно быть ясным и четким по произношению, а также достаточно громким...
16 05 2022 17:14:15
Организаторы запланировали их выступление на открытие фестиваля, так как один из хитов группы, пожалуй, самая известная песня о первом человеке в космосе...
12 05 2022 8:24:16
California Guitar Trio биография - музыкальная энциклопедия...
11 05 2022 5:36:22
Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 :: Музыка -12 ::