Консонирующие и диссонирующие интервалы > Музыка и мышление
Гитара и контрабас    

Консонирующие и диссонирующие интервалы

 Консонирующие и диссонирующие интервалы

Консонирующие и диссонирующие интервалы


Всякое двузвучие образует музыкальный интервал, обладающий (помимо своих звуковых качеств) еще и определенными акустическими свойствами, присущими только данному виду интервала и влияющими на хаpaктер его звучания. По хаpaктеру звучания (или, иначе, фонизму), проявляющемуся наиболее ярко и выпукло в гармонических интервалах, последние как музыкальное явление подразделяются на две категории — консонансы и диссонансы.

Консонансами называются те интервалы, звуки которых на слух как бы сливаются друг с другом, образуя при этом мягкое (или относительно мягкое) и акустически устойчивое звучание, не требующее своего разрешения.

Диссонансами называются интервалы, звуки которых как бы противоречат друг другу и воспринимаются раздельно, то есть не сливаются в слуховом сознании воедино. Диссонансы звучат резче консонансов, по своей акустической природе они неустойчивы и требуют разрешения, то есть перевода их в консонанс.

Степень консонантности или диссонантности гармонических интервалов в значительной мере определяется наличием и яркостью (громкостью) звучания биений, возникающих между обертонами звуков, образующих данный интервал.

Биением называется периодическое изменение интенсивности колебаний источника звука. Биения образуются в результате сложения двух гармонических колебаний, частоты которых близки по своим величинам.

Так, например, при точной настройке между слышимыми обертонами звуков, образующих интервалы чистой примы и чистой октавы, биения отсутствуют вовсе.

В интервалах чистой квинты и чистой кварты биения пpaктически не слышны (то есть не воспринимаются человеческим слухом).

Интервалы терции и ceкcты уже дают ясно ощутимые биения, причем в больших терциях и ceкcтах биения слышны слабее, а в малых терциях и ceкcтах — сильнее, но все же в целом они не нарушают консонантности интервала.

Восприятие консонансов и диссонансов во многом зависит от регистра, а также от октавной удаленности звуков интервалов. Так, например, ceкcта, взятая в низком регистре, звучит не вполне консонантно из-за множественных биений, возникающих между обертонами, которые у низких звуков значительно слышнее, чем у высоких.

Консонансы подразделяются на три вида:

1) абсолютные консонансы, к которым относятся интервалы чистой примы и чистой октавы;

2) совершенные консонансы, к которым относятся чистая квинта и, отчасти, чистая кварта, как взаимообращающийся с квинтой интервал.

В эпоху полифонии строгого стиля в двухголосии кварта считалась диссонансом и использовалась лишь как задержание к терции или как проходящий звук. В трех- и многоголосии кварта, помещенная внизу (например, в квартceкcтаккорде), то есть в непосредственном соседстве с басом, также считалась диссонирующим звуком, а в верхних голосах (например, в ceкcтаккорде) допускалась как консонанс.

3) несовершенные консонансы, к которым относятся большие и малые терции и большие и малые ceкcты.

Все остальные интервалы, а именно — большие и малые секунды, большие и малые септимы и тритоны (увеличенная кварта или уменьшенная квинта) являются диссонансами, хотя степень их диссонирования тоже не одинакова. Например, у малой септимы она значительно меньше, нежели у большой септимы.

Наиболее же резким из всех диссонансов является малая секунда.

Разумеется, на хаpaктер звучания интервалов существенное влияние оказывают и другие факторы: регистр, расположение звуков данного интервала, тембровая сторона и так далее. Так, в высоком регистре, где обертоны становятся гораздо менее слышимыми (или почти неслышимыми), хаpaктер звучания интервалов при прочих равных условиях просветляется, смягчается.

Наоборот, в нижнем регистре, где у каждого звука обертоны проявляются достаточно громко и вполне отчетливо воспринимаются на слух, те же интервалы приобретают совсем иной хаpaктер звучания — густой, насыщенный настолько, что порой становится затруднительно определять их на слух. Последнее замечание в равной степени относится как к крайне низкому, так и к крайне высокому регистрам: в первом случае — из-за обилия и громкости звучания обертонов, а во втором — из-за почти полного отсутствия их.

В широком (и особенно ультрашироком) расположении интервалы (даже диссонирующие) предстают перед нами не в столь рельефном, как это было в тесном расположении и в среднем регистре, виде и звучат много мягче, поэтому труднее различаются на слух.

Нередко из-за яркости звучания обертонов при определении путают сами интервалы.

Например, интервал большой терции через три октавы (предположим, что это будут звуки ре большой октавы и фа-диез второй октавы) часто определяют как большую ceкcту ввиду того, что второй и пятый обертоны нижнего звука (или его третий и шестой частичные тоны) этого интервала (в данном случае это будут звуки ля малой и первой октав) слышны довольно громко и при недостаточно высоком уровне развития музыкального слуха могут быть приняты за основной тон интервала.

Особой спецификой обладают мелодические интервалы (в своей последовательности и образующие мелодию), звуки которых берутся порознь.

Именно в силу этого обстоятельства здесь трудно говорить о консонансах и диссонансах, ибо один реально звучащий тон не может быть ни консонансом, ни диссонансом. И, тем не менее, благодаря свойству нашей памяти мы воспринимаем мелодические интервалы как некое единство и, по аналогии с гармоническими интервалами, подразделяем их на консонансы и диссонансы. Однако, благодаря разновременности появления звуков мелодического интервала, диссонансы здесь оказываются предельно смягченными.

Например, интервалы большой септимы и тритона, которые относятся к наиболее резким диссонансам, в мелодическом варианте звучат очень мягко.

Примером этого может служить начало дуэта Аиды и Радамеса из IV действия оперы «Аида» Джузеппе Верди, где указанные интервалы полностью соответствуют глубоко лирическому содержанию музыки.

Малая септима, тоже являющаяся диссонансом, в своем мелодическом облике звучит настолько мягко, что воспринимается почти как консонанс.

Помимо относительной консонантности и диссонантности, о которых применительно к мелодическим интервалам можно говорить лишь условно, немаловажное значение для их выразительной хаpaктеристики имеет и то обстоятельство, будет ли данный интервал являться скачком (ход на кварту и более), всегда привносящим определенное напряжение в мелодическую линию, или, наоборот, тесным интервалом (секунда, терция), способствующим, как правило, образованию плавного движения голоса, чаще всего сопутствующего более спокойному и размеренному развитию музыкальной ткани.

Важными факторами также являются метрическое положение и ритмическая структура мелодического интервала. Так, интервал, имеющий ямбическую формулу (то есть переход от слабой доли к более сильной), обычно звучит более напряженно, нежели интервал, имеющий хореическую формулу (переход от сильной к слабой доле), причем первый из этих двух типов мелодических интервалов чаще начинается с более короткой длительности и заканчивается более продолжительным звуком (или же оба будут одинаковыми по длительности), а второй — наоборот.

Само направление скачка в мелодическом интервале тоже имеет существенное значение. Так, например, восходящий скачок всегда содержит в себе более активный импульс, нежели нисходящий.

Все перечисленные выше факторы обычно подчеркивают соответствующие им стороны мелодического интервала, усиливая тем самым его выразительное значение в целом, что находит свое отражение и в творческой пpaктике композиторов.


Теория музыки в основных разделах:

Общие положения

Понятие звука

Темп

Ритм

Группировка длительностей

Интервал

Размер и такт

Общие сведения о ладе

Тональность

Диатоника

как написать согласие на прививку от гриппа образец | как вызвать роды на 39 недели беременности

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ:
Скачать бесплатно Музыку для детей
Музыкальные направления
Музыка для детей
Великие композиторы Германии и Австрии
Классическая музыка для дошкольников
Музыка для подростка
Музыкальное произведение
Французские композиторы
Теория музыки
Классическая музыка для малышей
Музыкальные упражнения для детей
Музыкальные инструменты
История музыки
Интересные музыкальные факты
Ноты для детей




Sirenia биография

Sirenia биография Sirenia биография - музыкальная энциклопедия...

17 01 2022 16:24:15

Soilwork биография

Soilwork биография Soilwork биография - музыкальная энциклопедия...

16 01 2022 4:29:59

Iced Earth биография

Iced Earth биография Iced Earth биография - музыкальная энциклопедия...

15 01 2022 7:44:25

Изморозь биография

Изморозь биография Изморозь биография - музыкальная энциклопедия...

14 01 2022 6:15:59

Крыница биография

Крыница биография Крыница биография - музыкальная энциклопедия...

13 01 2022 16:50:32

Opeth биография

Opeth биографияOpeth биография - музыкальная энциклопедия...

12 01 2022 23:35:40

Что вдохновляет «Деревянных китов»?

Что вдохновляет «Деревянных китов»?  В преддверии выхода нового альбома мурманская группа «Деревянные киты» рассказала о том, что ее вдохновляет...

11 01 2022 2:52:42

Хамелиончик За биография

Хамелиончик За биография Хамелиончик За биография - музыкальная энциклопедия...

10 01 2022 5:36:21

Дети биография

Дети биография Дети биография - музыкальная энциклопедия...

08 01 2022 18:26:58

Полезные вокальные привычки - музыкальное искусство - Каталог музыкальных статей

Полезные вокальные привычки - музыкальное искусство  - Каталог музыкальных статей Например, если перед выходом на сцену упали ноты, это считается верным признаком того, что во время концерта исполнителя будут подстерегать неприятности с музыкальным текстом, может подвести память или запутаться пальцы...

07 01 2022 1:30:12

Полезно - герметик для наружных работ - 1 Июня 2017 - Блог обо всем

Полезно - герметик для наружных работ - 1 Июня 2017 - Блог обо всем При любых видах строительных работ, а особенно с применением деревянных материалов, просто не обойтись без изоляции и герметизации, так как именно дерево значительно подвержено усадке при температурных колебаниях и образованию щелей...

06 01 2022 6:36:45

Союз Любителей Музыки Рок биография

Союз Любителей Музыки Рок биография Союз Любителей Музыки Рок биография - музыкальная энциклопедия...

05 01 2022 7:46:54

Fastway биография

Fastway биография Fastway биография - музыкальная энциклопедия...

04 01 2022 4:15:18

Музыкальные термины на букву Б - рус

Музыкальные термины на букву Б - рус Музыкальный словарь. Музыкальные термины на букву Б: терминология, перевод, значение....

03 01 2022 2:58:45

Zonata биография

Zonata биография Zonata биография - музыкальная энциклопедия...

02 01 2022 19:45:58

Blaze биография

Blaze биографияBlaze биография - музыкальная энциклопедия...

01 01 2022 16:44:38

Интервью с группой Rape Tape

Интервью с группой Rape Tape  Интервью с группой Rape Tape об их новом альбоме, а также жанровых условностях, неоднозначном названии, социальной стагнации и предстоящем туре на Газели Cмepти....

31 12 2021 22:49:13

Seven Witches биография

Seven Witches биография Seven Witches биография - музыкальная энциклопедия...

30 12 2021 4:48:57

Nice биография

Nice биографияNice биография - музыкальная энциклопедия...

29 12 2021 18:10:46

Rush биография

Rush биография Rush биография - музыкальная энциклопедия...

28 12 2021 0:48:38

Judas Priest биография

Judas Priest биография Judas Priest биография - музыкальная энциклопедия...

27 12 2021 1:40:26

Lizzy Borden биография

Lizzy Borden биографияLizzy Borden биография - музыкальная энциклопедия...

26 12 2021 2:22:15

Bang Tango биография

Bang Tango биографияBang Tango биография - музыкальная энциклопедия...

25 12 2021 21:14:57

Траурная музыка - музыка и общество - Каталог музыкальных статей

Траурная музыка - музыка и общество  - Каталог музыкальных статей При рождении это неспешные звуки колыбельной, которую тихим голосом напевает заботливая мама своему непослушному чаду, чтобы то поскорей уснуло...

24 12 2021 23:22:37

Pleymo биография

Pleymo биография Pleymo биография - музыкальная энциклопедия...

23 12 2021 1:23:11

Yamaha: история бренда - о музыкальных инструментах - Каталог музыкальных статей

Yamaha: история бренда - о музыкальных инструментах  - Каталог музыкальных статей Другие прежде всего представляют себе пианино, гитары или современные барабанные установки...

22 12 2021 4:34:42

Rammstein биография

Rammstein биография Rammstein биография - музыкальная энциклопедия...

21 12 2021 0:52:17

Susperia биография

Susperia биография Susperia биография - музыкальная энциклопедия...

20 12 2021 20:24:14

Television биография

Television биография Television биография - музыкальная энциклопедия...

19 12 2021 12:45:58

Фауна биография

Фауна биография Фауна биография - музыкальная энциклопедия...

18 12 2021 12:31:41

АнЖ биография

АнЖ биография АнЖ биография - музыкальная энциклопедия...

17 12 2021 17:48:29

Stone Roses биография

Stone Roses биографияStone Roses биография - музыкальная энциклопедия...

16 12 2021 20:19:28

Lake Of Tears биография

Lake Of Tears биографияLake Of Tears биография - музыкальная энциклопедия...

15 12 2021 16:39:24

Samson биография

Samson биография Samson биография - музыкальная энциклопедия...

14 12 2021 11:32:22

Атлас биография

Атлас биография Атлас биография - музыкальная энциклопедия...

13 12 2021 15:29:21

Peter Murphy биография

Peter Murphy биография Peter Murphy биография - музыкальная энциклопедия...

12 12 2021 4:28:51

«В современном рэпе стало слишком много насилия»: интервью с МС Сенечкой

«В современном рэпе стало слишком много насилия»: интервью с МС Сенечкой  МС Сенечка - новое заметное имя на хип-хоп сцене, которое вы скорее всего будете видеть в ближайшее время довольно часто. Недавно восемнадцатилетний самарец Сеня Лисейчев представил свой второй релиз и первый серьезный альбом под названием «Хип-хоп будни», который от новой школы отличает немало интересного: вы не услышите там ни одного нецензурного слова, никакой дискриминации и насилия, а самая жесткая история произойдет с таpaканом; только будни, любовь к рэпу и никакого автотюна. Мы поговорили с Сеней о современном герое, звуке и мечтах....

11 12 2021 22:37:32

Советы композиторам - композиторы - Каталог музыкальных статей

Советы композиторам - композиторы  - Каталог музыкальных статей Вы не должны от него зависеть, пусть оно зависит от вас...

10 12 2021 5:57:53

Как русские балалайки с саксофоном покорили англичан - 22 Октября 2017 - Блог обо всем

Как русские балалайки с саксофоном покорили англичан - 22 Октября 2017 - Блог обо всем Ансамбль, вооруженный сразу и народными, и эстрадными инструментами (домры, балалайки, аккордеон, саксофон и ударные), исполняет всё: от шедевров мирового джаза и классической музыки до латиноамериканских ритмов и рока...

09 12 2021 20:23:33

Boston биография

Boston биография Boston биография - музыкальная энциклопедия...

08 12 2021 4:15:42

Vanilla Fudge биография

Vanilla Fudge биографияVanilla Fudge биография - музыкальная энциклопедия...

07 12 2021 1:33:10

Placebo биография

Placebo биография Placebo биография - музыкальная энциклопедия...

06 12 2021 5:50:42

Неприкосновенный Запас биография

Неприкосновенный Запас биография Неприкосновенный Запас биография - музыкальная энциклопедия...

05 12 2021 23:52:30

Каменный Гость биография

Каменный Гость биография Каменный Гость биография - музыкальная энциклопедия...

04 12 2021 9:56:50

Magic биография

Magic биография Magic биография - музыкальная энциклопедия...

03 12 2021 22:12:44

Яблочный Спас биография

Яблочный Спас биография Яблочный Спас биография - музыкальная энциклопедия...

02 12 2021 7:26:10

Gnidrolog биография

Gnidrolog биография Gnidrolog биография - музыкальная энциклопедия...

01 12 2021 2:58:55

Texas биография

Texas биография Texas биография - музыкальная энциклопедия...

30 11 2021 21:20:52

Иоганн Штраус (сын)

 Иоганн Штраус (сын) Его отец, тоже Иоганн, прежде чем стать скрипачом, перепробовал несколько профессий, и в конце концов именно на музыкальном поприще добился больших успехов...

29 11 2021 15:16:12

Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 :: Музыка -12 ::