Роберт Шуман > Музыка и мышление
Гитара и контрабас    

Роберт Шуман

 Роберт Шуман

Роберт Шуман (1810-1856)



Немецкий композитор Роберт Шуман хотел, чтобы "музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще". Само это желание резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами.

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семействе весьма немузыкальном. Отец его был известный книгопродавец Фридрих Август Шуман в Цвиккау, а он сам был младший из пяти детей. С семи лет он начал брать уроки фортепиано у органиста И. Куншта, импровизировал, сочинял пьесы. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. Этот опыт был смелым потому, что в то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции.

Родители настаивали на том, чтобы юноша стал юристом. Несколько лет он вел упopную борьбу за право следовать своему призванию. В угоду матери и опекуну Шуман занимался юриспруденцией в Лейпциге, насколько приказывал долг, но не более, даже, пожалуй, и менее. В нем тогда уже начало проявляться влечение к музыке. Он брал уроки игры на фортепиано у Фридриха Вика (отца Клары - будущей жены). Его вдохновили произведения Франца Шуберта, с которыми он тогда впервые познакомился.

Каникулярное путешествие в 1829 году в прекрасную Венецию заронило в его душу не один зародыш будущих музыкальных цветов.

На следующий год Шуман отправился во Франкфурт-на-Майне, чтобы послушать Паганини. Некоторые меткие слова в дневнике его выдают поэта, который восхищается красотами природы и искусства. После всех этих восторгов, разумеется, было нелегко чинно опять усесться на место и, начав по порядку с первой главы пандектов, ломать голову над статьями о "Разделении королевского права".

Наконец 30 июня 1830 года Роберт решился на важный шаг - посвятить себя музыке. Он написал матери длинное письмо, в котором прямо объявил свое намерение. Добрая женщина сильно встревожилась, сомневаясь, будет ли Роберт в состоянии "заpaбатывать насущный хлеб" посредством своего музыкального таланта. Однако же она письменно обратилась за советом к Вику, и когда тот одобрил намерение Роберта, то и мать согласилась. Роберт переехал в Лейпциг и сделался учеником и жильцом Вика.

Но скоро судьба его снова переменилась. Безумной была операция, которой Шуман подвергнул свою правую руку для скорейшего приобретения беглости игры на фортепиано. Средний палец перестал действовать; несмотря на медицинскую помощь, рука навсегда сделалась неспособной к игре на фортепиано. Шуман должен был навсегда отказаться от желания стать пианистом. Зато теперь его все более начало занимать сочинение музыкальных пьес.

Шуман решился, наконец, серьезно заняться теорией музыкальных композиций. Уроки у директора музыки Кунтша он брал недолго и довершил основательное изучение своего предмета под руководством Генриха Дорна. Отношение его к Вику оставалось по-прежнему самым наилучшим. Необыкновенные музыкальные способности Клары Вик, едва вышедшей тогда из детского возраста, возбуждали живейшее участие Роберта, который, впрочем, тогда интересовался единственно ее талантом.

В 1833 году в Лейпциг приехал из Штутгарта музыкант Шунке, и Шуман заключил с ним почти химерический союз дружбы.

Музыкального друга-женщину нашел он в Генриетте Фохт, ученице Людвига Бергера; но его сердцем владела в то время Эрнестина фон Ф. из Аша, в Богемии.

В конце 1833 года, как рассказывал сам Шуман, "каждый вечер как бы случайно сходилось несколько человек, большею частью молодых музыкантов; ближайшею целью этих сходок было обыкновенное общественное собрание; но тем не менее здесь происходил взаимный обмен мыслей о музыке, искусстве, которое было для них насущною потребностью". Тогдашнее далеко не блестящее состояние музыки было причиною того, что "однажды молодым, горячим головам пришло на мысль не быть праздными зрителями этого упадка, а постараться снова возвысить поэзию и искусства".

Шуман, вместе с Фридрихом Виком, Людвигом Шунке и Юлием Кнорром, основал журнал "Новая музыкальная газета", который имел огромное влияние на развитие музыкального искусства в Германии. В течение многих лет он сам писал в журнал под различными псевдонимами статьи и боролся с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки. Как музыкальный критик он оценил значение Ф. Шопена, Г. Берлиоза, И. Брамса, которые были его современниками, признавая и огромную ценность своих предшественников - И.С. Баха, Бетховена, Моцарта и Шуберта. Шуман был исключительным знатоком немецкой литературы.

Деятельные занятия композицией принесли свои плоды. Шуман создает целый ряд интересных произведений. Среди них фортепианные циклы из небольших пьес или миниатюр: "Бабочки" (1831), "Давидсбюндлеры" (1837). Они, так же как и "Фантастические пьесы" (1837), "Крейслериана" (1838), имеют программные заголовки, рожденные фантазией композитора или указывающие на связь с литературой. Так, "Крейслериана" напоминает о произведениях немецкого романтика Э.А. Гофмана. В ней оживает облик вдохновенного музыканта Фрица Крейслера, его грезы, мечты и видения. Крейслер, глубоко страдающий от обывательщины в жизни и искусстве, ведет с ней мужественный поединок. Этот борец-одиночка сродни самому Шуману.

В "Бабочках" - одном из первых изданных произведений Шумана - перед нами возникает картина костюмированного бала, где, по замыслу композитора, встречаются герои книги Ж.П. Рихтера "Годы юности". Это два брата (один - мечтательный и задумчивый, другой - порывистый и горячий) и молоденькая дeвyшка, в которую оба влюблены.

Одно из самых оригинальных шумановских сочинений - фортепианный цикл "Карнавал" (1835). В этих пестрых, фантастических картинах воплотилось многое из жизни, увлечений и помыслов молодого Шумана в пору его творческого расцвета. Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, выражать одним штрихом самое хаpaктерное в облике человека или в его настроении. Таков и его "Карнавал", где словно кружатся в стремительном танце или медленно проходят, погруженные в свои мысли, персонажи под масками Пьеро и Арлекина, веселых бабочек или танцующих букв. Здесь и современники композитора: знаменитый скрипач Н. Паганини и великий поэт фортепиано Ф. Шопен. А вот Флорестан и Эвсебий. Так Шуман называл выдуманных им героев, от имени которых он писал статьи о музыке. Флорестан всегда в движении, в полете, в танце, он остро и едко шутит, речь его горяча, порывиста. Эвсебий любит мечтать в уединении, говорит он тихо, проникновенно.

Флорестан и Эвсебий, Шопен и Паганини, Кьярина (под этой маской выступает Клара Вик) являются члeнами придуманного Шуманом союза. В конце "Карнавала" все они выступают против обывателей, чуждых всему новому и смелому в искусстве - в "Марше Давидова братства". Это самые светлые и радостные страницы его творчества.

Новизна и необычность шумановской музыки ярче всего проявилась в его фортепианных пьесах, созданных в 1830-х годах в Лейпциге. Кроме уже названных это - три сонаты (1835, 1833- 1838, 1836), "Симфонические этюды" (1834), фантазия (1837), "Новелетты" (1838). Шуман считал фортепиано инструментом для выражения чувств и настроений, навеянных как эмоциональными переживаниями, так и природными явлениями или литературными сюжетами. Интерес к фортепиано у Шумана возрос благодаря счастливому бpaку с Кларой Вик, как известно, великолепной пианисткой. Для нее автор создал чрезвычайно ценный фортепианный концерт ля минор. Часто исполняемый концерт для виолончели ля минор и множество камерных работ Шумана убедительно свидетельствуют о прогрессивной новоромантической ориентации композитора.

Итак, в 1830-е годы Шуман уже был автором многих оригинальных пьес, но композитор должен был узнать на опыте, "что известность продвигается шагами карлика, тогда как слава летит на крыльях бури". Для большинства дилетантов сочинения его были слишком трудны и непонятны, для музыкантов-специалистов они казались слишком эксцентричными, слишком отклонявшимися от традиций.

Огромное влияние на творчество Шумана оказал Мендельсон. На него Шуман, по собственному выражению, "смотрел, как на высокую гору", тот "ежедневно высказывал мысли, достойные быть оправленными в золото". Шуман очень многим обязан Мендельсону. Без него он подвергся бы опасности растратить свой необыкновенный талант на множество остроумно оригинальных музыкальных шуток.

Между тем любовь Шумана к Эрнестине фон Ф. мало-помалу ослабевала и, наконец, совсем прошла. Клара уже стала взрослой дeвyшкой, и Шуман не мог не заметить это очаровательное существо, одаренное необыкновенным музыкальным талантом. Клара сделалась для Шумана поэтическим идеалом, и так как она отвечала взаимностью на его чувства и оба желали прочного союза, Шуман должен был позаботиться об обеспечении своего существования.

В 1838 году он решил поселиться в Вене и там издавать свой журнал. В октябре 1838 года композитор переехал в Вену. Впрочем, он слишком скоро убедился, что Вена перестала уже быть почвою немецкой классической музыки. В начале апреля 1839 года Шуман возвращается в Лейпциг.

1840 год был переломным в жизни Шумана. Лейпцигский университет присвоил ему звание доктора философии, и таким образом он получил титул, который в Германии довольно много значил. 12 сентября 1840 года в церкви в Шёнфельде состоялось бpaкосочетание Роберта с Кларой.

Неудивительно, что в то счастливое время Роберт Шуман - тонкий мастер в изображении нюансов чувств и настроений, создал циклы "Круг песен", "Любовь и жизнь женщины", "Любовь поэта", "Мирты" и другие.

После женитьбы Шуман творил с терпеливым прилежанием. Самые удачные, самые прекрасные произведения его относятся к этому времени, в особенности его Первая симфония и оратория "Пери и рай", исполненная в первый раз 4 декабря 1843 года в Лейпциге. Его супруга в своей женской, достойной удивления преданности, по возможности старалась оградить его от всех будничных мелочей жизни, от всего, что могло расстраивать и останавливать его музыкальную деятельность, или что, может быть, и она не считала достойным внимания. Таким образом, она была посредницей между своим мужем и пpaктической жизнью.

Едва ли не единственной областью деятельности, где он выходил из замкнутого круга своей души, было учительство в учрежденной в 1843 году в Лейпциге и состоявшей под управлением Мендельсона "Музыкальной школе фортепианной и партитурной игры и упражнений в композициях". Предпринятое им в 1844 году артистическое путешествие вместе с супругой в Петербург и Москву доставило им много приятного - их везде принимали с большим почетом. Чтобы иметь возможность полностью посвятить себя сочинительству, он передал редакцию "Новой газеты" прежнему сотруднику ее, Освальду Лоренцу. Эта газета выполнила свое назначение: она поставила преграду бездушным музыкальным изделиям, а также фривольному легкомыслию в музыке и проложила дорогу тому направлению в искусстве, которое проникнуто поэтическим духом и стремится к серьезным целям.

Шуман оставил Лейпциг и поселился в Дрездене. Тогда в первый раз в 1844 году проявились признаки его душевной болезни. Нервы композитора совсем расстроились вследствие умственного перенапряжения. Только в 1846 году он почувствовал себя настолько поправившимся, что был в состоянии снова сочинять.

Он завершает одно из своих крупных произведений - Вторую симфонию. Всего Шуман написал четыре симфонии, среди которых особо выделяется Первая - "Весенняя" (1841) и Четвертая - ре минор (1851).

Артистическое путешествие в первых месяцах 1847 года в Прагу и Вену было приятной переменой и развлечением. В том же году Шуман начал сочинять оперу "Геновева" (на сюжет известной средневековой легенды о Женевьеве Бpaбантской). "Геновева" не сделала Шумана популярным. Ее музыке недостает того, что для оперы решительно необходимо, - живой, чувственной осязательности, сильных контрастов, ярких, резких красок.

Сильно или нет огорчил композитора холодный прием "Геновевы" - неизвестно, только эта неудача нисколько не остановила его влечения к творчеству. Что-то тревожное проглядывает в быстроте, с которою он, в особенности начиная с 1849 года, создает одни обширные произведения за другими. Песни Шумана "К солнечному свету", "Весенняя ночь" и другие, написанные в этот период, стали необычайно популярны. Прежде чем свет успел познакомиться с "Манфредом", Шуман опять выступает уже с ораторией "Стрaнcтвование Розы", с музыкою на сюжет из "Фауста", с увертюрами, симфониями, трио, с бесчисленными тетрадями песен, фортепианными пьесами и т. д. К этому периоду очень подходит метафора его любимого автора (в "Титане"): "Чрезмерный свет и сверкание этого созвездия, кажется, предвещают закат и последний день".

В музыке Шумана к трагедиям "Фауст" Вольфганга Гёте и "Манфред" Джорджа Байрона, в его революционных маршах, хорах и песнях "На cмepть героя", "Солдат", "Контpaбандист" романтическая взволнованность, мечтательность, трепетность соединяются с бунтарством и свободолюбием. В дни революции 1848 года композитор записал в своем дневнике: "И так жестоко должны бороться люди за каплю свободы! Наступит ли время, когда все станут равны в своих правах?"

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Великий музыкальный поэт не всегда бывает хорошим дирижером; и наоборот. Шуман вовсе не имел качеств хорошего дирижера. Сам он думал, однако, иначе. В Дюссельдорфе слишком скоро начались размолвки, и осенью 1853 года все это дело расстроилось: контpaкт не был возобновлен. Это также могло в высшей степени болезненно ранить душу Шумана, и без того очень нежную и чувствительную, но он не показывал своих переживаний в силу скрытности хаpaктера.

Последним лучом света было путешествие его в Голландию в ноябре 1853 года, где его и Клару во всех городах принимали "с радостью и с почестями". Он "с удивлением видел, что его музыка в Голландии сделалась едва ли не более родною, чем в самом отечестве". Однако в том же году вновь стали проявляться болезненные симптомы, а в начале 1854 года они вдруг обнаружились с еще большею силою. Cмepть, последовавшая 29 июля 1856 года, положила конец этим страданиям.

Но, несмотря на печальную участь Шумана, мы все-таки можем считать его счастливым. Он выполнил задачу своей жизни: оставил нам на память образец настоящего немецкого артиста, который был исполнен честного прямодушия, благородства и духовности. Говоря о своих величайших музыкальных поэтах, люди будут вспоминать и имя Шумана.



ревакцинация это | церебролизин для детей отзывы | как давать магне в6 в ампулах грудничкам

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ:
Французские композиторы Классическая музыка для дошкольников
Великие композиторы Германии и Австрии
Музыкальные упражнения для детей
Музыкальные инструменты
Музыка для детей
Музыка для подростка
Теория музыки
Скачать бесплатно Музыку для детей
Музыкальное произведение
История музыки
Музыкальные направления
Интересные музыкальные факты
Классическая музыка для малышей
Ноты для детей




Стингрей Джоанна биография

Стингрей Джоанна биография Стингрей Джоанна биография - музыкальная энциклопедия...

17 01 2022 13:16:26

Свойства музыкальных звуков

 Свойства музыкальных звуков Художнику-творцу, создающему произведение искусства, отнюдь не безразличны свойства того материала, которым он пользуется...

16 01 2022 20:14:12

Kiuas биография

Kiuas биография Kiuas биография - музыкальная энциклопедия...

15 01 2022 12:46:52

Игорь Бутман: Я написал письма Обаме и Порошенко - 2 Сентября 2015 - Блог обо всем

Игорь Бутман: Я написал письма Обаме и Порошенко - 2 Сентября 2015 - Блог обо всем На Koktebel Jazz Party он сыграл как собственную программу, так и специальную программу с Ларисой Долиной...

14 01 2022 14:38:14

Невский Проспект биография

Невский Проспект биография Невский Проспект биография - музыкальная энциклопедия...

13 01 2022 17:30:12

Южный Крест биография

Южный Крест биография Южный Крест биография - музыкальная энциклопедия...

12 01 2022 3:23:11

Skyclad биография

Skyclad биография Skyclad биография - музыкальная энциклопедия...

11 01 2022 19:31:24

Биография Баха: сноски

Биография Баха: сноски   Впервые напечатано: «Московский наблюдатель», 1835, ч...

10 01 2022 7:19:32

Abstrakt Algebra биография

Abstrakt Algebra биографияAbstrakt Algebra биография - музыкальная энциклопедия...

09 01 2022 1:15:53

Мифы об игре на гитаре - интересные музыкальные факты - Каталог музыкальных статей

Мифы об игре на гитаре - интересные музыкальные факты  - Каталог музыкальных статей Сначала разберёмся с термином \"музыкальный слух\"...

08 01 2022 6:43:18

Зарок биография

Зарок биография Зарок биография - музыкальная энциклопедия...

07 01 2022 12:19:31

Свойства ступеней натурального мажора

 Свойства ступеней натурального мажора Устойчивыми являются звуки I, III и V ступеней, входящие в состав тонического трезвучия...

06 01 2022 8:29:16

Napalm Death биография

Napalm Death биография Napalm Death биография - музыкальная энциклопедия...

05 01 2022 0:39:35

Runaways биография

Runaways биография Runaways биография - музыкальная энциклопедия...

04 01 2022 0:46:14

Yamaha: история бренда - о музыкальных инструментах - Каталог музыкальных статей

Yamaha: история бренда - о музыкальных инструментах  - Каталог музыкальных статей Другие прежде всего представляют себе пианино, гитары или современные баpaбанные установки...

03 01 2022 15:29:42

Hagalaz' Runedance биография

Hagalaz' Runedance биография Hagalaz' Runedance биография - музыкальная энциклопедия...

02 01 2022 19:14:11

Boy Hits Car биография

Boy Hits Car биографияBoy Hits Car биография - музыкальная энциклопедия...

01 01 2022 18:21:23

Союз Любителей Музыки Рок биография

Союз Любителей Музыки Рок биография Союз Любителей Музыки Рок биография - музыкальная энциклопедия...

31 12 2021 9:24:16

Helix биография

Helix биография - музыкальная энциклопедия...

30 12 2021 18:16:16

A Traitor Like Judas биография

A Traitor Like Judas биографияA Traitor Like Judas биография - музыкальная энциклопедия...

29 12 2021 14:38:34

Музыкальные наркотики - музыкальные наркотики - Каталог музыкальных статей

Музыкальные наркотики - музыкальные наркотики  - Каталог музыкальных статей Самые простейшие и наиболее часто используемые людьми средства - наркотики, алкоголь, стимуляторы, антидепрессанты и пр...

28 12 2021 20:13:32

Морис Равель

 Морис Равель Гениальное танцевально-симфоническое произведение, будучи музыкальным символом творчества Равеля, своеобразно иллюстрирует весь XX век с его невиданным техническим прогрессом, взлетом научной мысли и множеством революций — социальной, научно-технической, культурной, которые, следовали одна за другой, чем-то напоминая музыку «Болеро»...

27 12 2021 18:48:42

Vendetta биография

Vendetta биография Vendetta биография - музыкальная энциклопедия...

26 12 2021 3:16:46

Crossfade биография

Crossfade биография Crossfade биография - музыкальная энциклопедия...

25 12 2021 8:33:10

Любимые лайвы Нади Грицкевич

Любимые лайвы Нади Грицкевич  Уже на этой неделе в «16 тоннах» состоится большое выступление группы «Наадя», которая из раза в раз радует зрителя кропотливым отношением к атмосфере лайва. По этому поводу мы решили разузнать, какие любимые живые выступления можно найти в списке Нади Грицкевич.   Sun Kill Moon   Честно скажу, в записи я ни разу Sun Kill Moon …...

24 12 2021 21:50:10

Блудный сын

Блудный сын  В 20 веке притча о блудном сыне легла в основу балета С...

23 12 2021 0:51:12

Dokken биография

Dokken биография Dokken биография - музыкальная энциклопедия...

22 12 2021 14:43:40

8 пугающих историй от стажеров, разоблачающих темную сторону

8 пугающих историй от стажеров, разоблачающих темную сторону   Согласно сообщению, стажеры (трое из которых были несовершеннолетними) пошли в бар, чтобы встретиться с некоторыми инвесторами, где они были вынуждены разливать напитки для них (всем, кто был старше 40 лет)...

21 12 2021 9:24:41

Loudness биография

Loudness биография Loudness биография - музыкальная энциклопедия...

20 12 2021 20:31:21

Золото Маккены биография

Золото Маккены биография Золото Маккены биография - музыкальная энциклопедия...

19 12 2021 11:46:18

Бубенцы биография

Бубенцы биография Бубенцы биография - музыкальная энциклопедия...

18 12 2021 4:36:33

Качели биография

Качели биография Качели биография - музыкальная энциклопедия...

17 12 2021 21:43:34

XPQ-21 биография

XPQ-21 биография XPQ-21 биография - музыкальная энциклопедия...

16 12 2021 4:41:53

Которых не догнали: большая ода t.A.T.u

Которых не догнали: большая ода t.A.T.u  Данный текст — не только возможность рассказать о главных вехах в истории t.A.T.u, но попытка объяснить через творчество дуэта, почему их музыка работает до сих пор....

15 12 2021 4:20:44

O.S.A. биография

O.S.A. биография O.S.A. биография - музыкальная энциклопедия...

14 12 2021 12:44:59

Pandaemonium биография

Pandaemonium биография Pandaemonium биография - музыкальная энциклопедия...

13 12 2021 7:41:52

Когда появилась русская опера - классическая музыка - Каталог музыкальных статей

Когда появилась русская опера - классическая музыка  - Каталог музыкальных статей Существуют примеры произведений русского музыкального театра на немецком, итальянском, французском и других языках...

12 12 2021 8:24:43

Tanzwut биография

Tanzwut биография Tanzwut биография - музыкальная энциклопедия...

11 12 2021 21:27:32

Ace биография

Ace биография Ace биография - музыкальная энциклопедия...

10 12 2021 8:15:45

Split Enz биография

Split Enz биографияSplit Enz биография - музыкальная энциклопедия...

09 12 2021 15:24:24

Emerson, Lake and Palmer биография

Emerson, Lake and Palmer биография Emerson, Lake and Palmer биография - музыкальная энциклопедия...

08 12 2021 9:16:21

Автоматические Удовлетворители биография

Автоматические Удовлетворители биография Автоматические Удовлетворители биография - музыкальная энциклопедия...

07 12 2021 20:59:24

Интервью с Джоном Роббом

Интервью с Джоном Роббом  Культовый музыкальный критик, который открыл для Британии "Нирвану" и ввел в обиход термин "бритпоп"...

06 12 2021 17:52:29

Что такое нью-метал - музыкальные направления - Каталог музыкальных статей

Что такое нью-метал - музыкальные направления  - Каталог музыкальных статей Первые упоминания о новом звучании относятся к 90-м годам прошлого века, когда отдельные коллективы стали экспериментировать со стилем...

05 12 2021 22:57:49

Earthshaker биография

Earthshaker биография Earthshaker биография - музыкальная энциклопедия...

04 12 2021 9:17:45

Týr биография

Týr биография Týr биография - музыкальная энциклопедия...

03 12 2021 9:15:19

Slayer биография

Slayer биография Slayer биография - музыкальная энциклопедия...

02 12 2021 23:12:29

Sting биография

Sting биографияSting биография - музыкальная энциклопедия...

01 12 2021 14:24:41

Советы композиторам - композиторы - Каталог музыкальных статей

Советы композиторам - композиторы  - Каталог музыкальных статей Вы не должны от него зависеть, пусть оно зависит от вас...

30 11 2021 5:28:36

Конек — Горбунок

Конек — Горбунок  Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая...

29 11 2021 6:19:58

Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 :: Музыка -12 ::